Главное меню
· Главная страница
· Новости предприятий
· Новости бизнеса
· Доска объявлений (8658)
· Отраслевой рубрикатор
·Алфавитный указатель
·Алфавитный указатель руководителей
·Поиск
 
Предложения
Добавить тендер
Добавить тендер
· Тендеры
· Добавить тендер
·Вакансии
Петербурга (108)
·Товары и услуги Петербурга (411)
·Инвестиционные предложения (5)
·Организации приобретут (0)
·Вход для зарегистрированных пользователей
 
Реклама
•••

•••
 
Сотрудничество
· Контакты
·Расценки
 
Полезные ссылки
Как легко похудеть?
 

  
  БИЗНЕС САНКТ - ПЕТЕРБУРГА 
Новости (0) Вакансии (0) Товары (0) Инвестиции (0) Заявки (0)Hosts:18667 Hits:25491

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


В 1708 г. в Санкт-Петербурге появились первые армяне, а в 1710 в городе уже существовали «армянские конторы». В 1730 г. под предводительством священника Ивана Шеристанова в городе был организован первый приход Армянской Апостольской церкви.


Его святейшество Верховный Патриарх Католикос всех армян Гарегин II родился в 1951 г. в селе Воскеат Эчмиадзинского района Армении. Среднее образование будущий католикос получил в местной школе. В 1971 г. окончил с отличием духовную семинарию Эчмиадзинского Святого Престола. В 1972 г. архиепископ Тиран Неросян рукоположил дьякона Гарегина в монахи. Велением блаженной памяти Верховного Патриарха Католикоса Вазгена I он отбыл в Вену с целью совершенствования своих знаний на богословском факультете университета. В 1975 г. по благословению Его Святейшества Католикоса Вазгена I Гарегин Нерсисян отправился в Германию, чтобы возглавить армянскую общину и стать ее духовным пастырем. В 1979 г. направлен в Загорск для учебы в аспирантуре Духовной академии Русской Православной церкви. В 1980 г. назначен помощником Патриаршего Викария Араратской патриаршей епархии, а в апреле 1983 г. патриаршей энцикликой был назначен Патриаршим Викарием Араратской патриаршей епархии. 23 октября 1983 г. в Эчмиадзинском Кафедральном соборе Гарегин Нерсисян был рукоположен в епископы той же епархии, а в ноябре 1992 г. Святейший Патриарх Вазген I удостоил его сана архиепископа. В 1989 г. по инициативе и усилиями архиепископа Гарегина на Севанском полуострове была основана духовная школа Вазгенян. 27 октября 1999 г. архиепископ Гарегин Нерсисян был избран Верховным Патриархом Католикосом всех армян. Рукоположение и помазание состоялось 4 ноября 1999 г.


Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви Патриарший Экзарх епископ Езрас Нерсисян родился в 1959 г. в селе Воскеат Эчмиадзинского района Армении в крестьянской семье. В 1966–1976 гг. учился в местной школе. 1978-1980 гг. служил в рядах ВС. Окончил с отличием Эчмиадзинскую Духовную академию в 1984 г. В 1986–1988 гг. учился в аспирантуре Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1983 г. был рукоположен в дьяконы, в 1985 г. – в иеромонахи. В 1988 г. назначается настоятелем церквей Св. Екатерины (Невский пр., 40-42) и Св. Воскресения (река Смоленка, 29) Армянской Апостольской церкви Санкт-Петербурга и становится духовным пастырем армян города. С 1993 г. руководит изданием ежемесячной двуязычной газеты «Аватамк» («Веруем»). С 1994 г. – викарий Северо-Запада и стран Балтии. С октября 2000 г. – глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви, Патриарший Экзарх, с 30 сентября 2001 г. – епископ. Награжден орденом Русской Православной церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени, грамотой Российской Палаты Личности, имеет титул «Почетный гражданин Санкт-Петербурга и стран Балтии», за особые заслуги перед Российским Отечеством в духовном развитии Указом Президента РФ В. В. Путина награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью Министерства юстиции РФ. Распоряжением Президента РФ включен в состав Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями.




Граф Иван Лазаревич Лазарев, (1735–1801)


Армянская церковь Святой Екатерины, Санкт-Петербург


Алтарь Армянской церкви Святой Екатерины, Санкт-Петербург


Княжна Анна Давыдовна Абамелек – Баратынская (1814–1889)


Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1857–1916)


Граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825–1888)


Семья Орбели (слева направо): Варвара Моисеевна Аргутинская-Долгорукая (мать), Иосиф Абгарович (младшый сын), Абгар Иосифович (отец), Левон Абгарович (средний сын), Рубен Абгарович (старший сын), около 1908 г.


Церковь Св. Воскресения и прицерковный дом, Санкт-Петербург


Церковь Пресвятой Богородицы, г. Всеволожск


Освящение церкви Св. Екатерины, 12 июля 2000 г.


Хачкар (крест-камень) в память жертв землетрясения в Армении в декабре 1988 г.


На открытии выставки, посвященной 1700-летию принятия Христианства в Армении, Эрмитаж, июнь 2000 г.


Учащиеся и преподаватели Учебного центра им. Лазаревых


Делегация Армянской общины Санкт-Петербурга в резиденции Католикоса всех армян Гарегина II, сентябрь 2001 г.



 


Вот уже 1700 лет история армянского народа и Армянской Апостольской церкви представляет собой единое и нераздельное целое. На протяжении столетий, и в особенности после утраты Арменией независимости, Армянская Апостольская церковь являлась единственным консолидирующим институтом народа, хранителем и множителем его духовных ценностей. Не случайно, где бы ни появлялись армянские поселения от Нового Света до берегов Индонезии и Китая армяне первым делом возводили церкви, которые становились их объединительными центрами. Вот почему национальная, общественная и культурная жизнь армянской общины Санкт-Петербурга была всегда неразрывно связана с Армянской церковью, и сегодня, как и в прошлом, она концентрируется и аккумулируется вокруг возрожденных очагов духовности.
Принятие Арменией Христианства явилось судьбоносным и эпохальным событием в истории армянского народа. Армянская Апостольская церковь входит в семью Древних восточных церквей. Усилиями апостолов Фаддея и Варфоломея, первому из которых довелось благовествовать в Армении в 43–66 гг. н. э., а второму – в 60–68 гг. н. э., Христианство пустило глубокие корни на армянской земле. В этой связи Армянская церковь именуется Апостольской. Армения – первая страна в мире, принявшая Христианство на государственном уровне. Инициатором и организатором ее крещения стал величайший из деятелей Армянской церкви – Св. Григор, который за свое подвижничество был титулован как Просветитель. В 301 г. Св. Григор Просветитель (ок. 238–325) крестил царя Трдата III и его семью. Вслед за этим было совершено крещение двора и народа в священной реке Арацани (Восточный Евфрат), после чего Трдат повелел крестить страну и в том же 301 г. провозгласил Христианство государственной религией. Главой Армянской Апостольской церкви является Верховный Патриарх Католикос всех армян, который избирается пожизненно Национально-церковным собором, состоящим из священнослужителей и мирян Армянской Апостольской церкви Армении и диаспоры. Слово «католикос» в переводе с греческого означает «всеобщий». В истории Армянской церкви насчитывается 132 католикоса, их кафедрой в настоящее время является Эчмиадзинский собор, который стоит на том самом месте, где 25 января 302 г. в молитвенном состоянии Св. Григору было поразительное видение о сошествии Спасителя (Эчмиадзин – Место Нисшествия Единородного Иисуса Христа) и где в августе 303 г. им была построена первая в мире купольная церковь.
Первое свидетельство об официальных русско-армянских церковных контактах относится к 1157 г., когда киевский митрополит Константин, крайне обеспокоенный проникновением ересей в умы и сердца прихожан, решил созвать в Киеве епископский собор. Делегацию армянских монахов возглавлял настоятель Санаинского монастыря епископ Григор Тутэворди. В последующие столетия эти контакты были продолжены, а в XVIII в. начался их новый подъем. В 1717 г. образовалась Астраханская армянская епархия, в которую вошли все армянские церкви на территории России. В 1773 г. Католикос Симеон I учредил Российскую епархию Армянской Апостольской церкви. К 1842 г. в России уже насчитывалось 36 армянских кафедральных, приходских и кладбищенских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 храма. В 1895 г. епархиальный центр был перенесен в г. Нор-Нахичеван (Нахичевань-на-Дону), армянская община которого сыграла важную роль в единении обоих народов и их церквей. Сегодня епархиальный центр находится в Москве.
Братская дружба армянского и русского народов берет свои истоки еще со времен Киевской Руси. В течение столетий крепли и развивались их духовные, культурные, политические и экономические связи. В XVIII в. определяющим фактором русско-армянских отношений становится борьба за освобождение Армении, разделенной между Османской империей и Персией. Именно с Россией армяне связывали надежду на свое национальное освобождение и всемерно способствовали ее поступательному движению на кавказском направлении. Политическая роль армянских землячеств обеих столиц неуклонно росла. Вместе с тем быстрорастущая молодая империя придавала особое значение развитию торговых связей как с Востоком, так и с Западом. Торговля шелком, в которой армянские купцы на протяжении столетий занимали ключевые позиции, приобретала стратегическое значение. Еще в 1695 г. в своем письме к персидскому шаху Петр I требовал, чтобы вся торговля шелком, сосредоточенная в руках армянского купечества, направлялась через Астрахань в Москву и «чтобы тех армян в государство царского величества с товарами для торгового промыслу в порубежных городах пропускали без задержания со вспомогательством без всякие помешки».
В 1707 г. родоначальник российской ветви рода Макаровых-Хастатовых Сафар Васильев обратился к Петру I с челобитной о разрешении торговать с немецкими землями напрямую из Санкт-Петербурга, поскольку путь через Архангельск был намного длиннее и дороже. Это предложение полностью соответствовало замыслам самодержца. Одной из экономических причин основания новой столицы являлось стремление государя удешевить и укоротить торговые пути на Запад, стать ближе к Европе, ногою твердою стать на море. В §7 указа от 13 апреля 1711 г. говорилось: «Персидский торг умножить, и Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». 2 мая того же года Петр I своим указом закрепляет за армянскими купцами все права и привилегии, которыми они ранее пользовались в России. Великий государь, сознававший высокое призвание России на Востоке, сумел оценить то значение, которое могут иметь армяне для достижения тех великих целей, которые ставила перед собой молодая империя. В грамоте от 10 ноября 1723 г., дарованной Петром I патриарху Исае и всему армянскому народу, в частности, говорилось: «Объявляем вам через сию нашу милостивую грамоту, что Мы... вас с фамилиями вашими в Высокую нашу Императорскую протекцию приняли... и понеже Мы, честный Армянский народ ради Христианства, в особливой нашей милости содерживая...».
Первое упоминание об армянах, поселившихся в новой столице империи, относится к 1708 г., когда купец Лука Ширванов, владелец астраханских и кизлярских фабрик для выделки шелковых и хлопчатобумажных тканей прибыл в Санкт-Петербург и основал свой торговый дом. К 1710 г. начали возникать первые «армянские конторы», а число армян составило 40–50 человек, в основном они относились к купеческому сословию и к ремесленникам. Любопытно, что в 1726 г. 90% русско-европейской торговли приходилось на Санкт-Петербург. Стоимость товаров, вывезенных в 1733–1748 гг. через Астрахань и Петербург в Европу, составляла 2 749 659 руб., причем 80% этой торговли вели армянские купцы. В начале 1730-х гг. на Васильевском острове в районе Среднего проспекта и 3-й линии существовала Армянская улица. Эта земля принадлежала Луке Ширванову, а затем армянскому купцу, ювелиру, владельцу судов, мануфактур и домов, некоторые из которых располагались у Зимнего дворца, Артемию Шериману. В 1740–1750-е гг. он считался главой армянской общины города.
С первых лет поселения армяне лелеяли мечту о постройке национального молельного дома. В донесении архимандрита Минаса, написанном в 1714 г. на имя подканцлера барона Шафирова, говорится «о дозволении строить в С.-Петербурге Армянскую церковь». Указом императрицы Анны Иоанновны от 11 марта 1740 г. армяне получили разрешение на строительство молельного дома. Во дворе дома Луки Ширванова на Васильевском острове началось строительство каменной церкви по проекту Д. Трезини.
Эпоха Екатерины Великой открыла новые перспективы развития русско-армянских отношений. Императрица хорошо понимала позитивное значение притока армянского капитала в российскую экономику и роль «армянского фактора» в восточной политике России. В годы ее правления многие сыны армянского народа благодаря своему трудолюбию, способностям и беззаветному служению новому Отечеству добились немалых успехов в разных отраслях деятельности: экономике, политике, военном деле и получили общероссийское признание. В ряду достойных имен Аргутинских, Лорис-Меликовых, Деляновых, Сумбатовых, Мирзахановых, Арапетовых, Ахвердовых и многих других следует особо отметить фамилию Лазаревых и Абамелек-Лазаревых, которые на протяжении 150 лет возглавляли армянские общины Москвы и Петербурга, сыграв выдающуюся роль в их судьбах.
Род Лазаревых известен с XIV в., он обладал значительным весом при персидском дворе и большим состоянием. В середине XVIII в. Л. Н. Лазарев вместе с семьей переехал в Россию. Его старший сын Иван Лазаревич Лазарев (1735–1801) обосновался в Северной столице. В 1760 г. он основал здесь свою торговую компанию. Молодой, образованный, богатый человек, преисполненный сил и желания трудиться во благо России и своего народа, делает блестящую карьеру, приобретает широкие связи в высших правительственных кругах. В 1774 г. Екатерина II жалует роду Лазаревых дворянство, а самого Ивана Лазарева назначает советником по восточным делам и советником Государственного банка России. Лазарев не раз с успехом выполняет сложные правительственные поручения дипломатического и финансового характера. Будучи с 1764 г. придворным ювелиром, он становится советником при приобретении двором ценных ювелирных изделий. С его именем напрямую связана покупка в российскую казну (от армянского купца Г. Сафрасова) знаменитого бриллианта «Орлов», весом в 194,5 карат, поднесенного Г. Орловым Екатерине II в день ее тезоименитства в 1774 г. Ныне этот бриллиант, имеющий и второе название – «Лазаревский», – хранится в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля и украшает скипетр российских монархов.
Лазаревы становятся владельцами мануфактур по производству шелковых и хлопковых тканей, в том числе считавшейся в то время одной из лучших в Европе – Фрязинской фабрики, ткани которой шли для украшения покоев Зимнего дворца. Ими были расширены горные заводы и соляные промыслы, купленные у Строгановых в Пермской губернии, созданы новые. Большие капиталы вкладывались в ювелирное производство. Вскоре семья Лазаревых стала одной из самых богатых в России, а Иван Лазарев – крупнейшим меценатом. На его средства строились православные церкви, больницы, приюты, школа для детей бедноты, богадельни, пополнялись книгами библиотеки. Вместе с духовным предводителем российских армян князем архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким (Овсеп Аргутян-Еркайнабазук) Лазарев принимал участие в разработке проектов воссоздания под покровительством России Армянского царства. Причем Армения мыслилась без крепостного права. К советам И. Л. Лазарева прислушивались, особенно при решении вопросов восточной политики.
Особое внимание семья Лазаревых уделяла сохранению и приумножению духовных ценностей, строительству церквей. В апреле 1770 г. И. Лазарев ходатайствует перед Екатериной II о разрешении на строительство в Петербурге и в Москве армянских церквей. 2 мая 1770 г. последовал указ «о дозволении им в строении, в Москве и в Санкт-Петербурге по их вере службы, церквей». 1 ноября 1770 г. императрица Екатерина II направила в Сенат указ, где, в частности, говорилось: «Как еще со времен Государя Императора Петра Первого дозволяемо было здесь и в Москве строить Армянские церкви, то вследствие того и Мы ныне повелеваем дозволить Армянам построить для отправления по их вере церковной службы здесь и в Москве на отведенных от полиции пристойных местах публичные каменные строения, так, как и построенные с давних лет, кои ветхи, вновь исправить». Участок под церковь был приобретен армянской общиной «в знатном у столицы положении на Большом (Невском) проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу». Церковь строилась исключительно на пожертвования членов общины, численность которой к тому времени составляла около 150 человек. Основную часть капитала – 30 тысяч рублей внес глава общины граф Иван Лазарев. 18 февраля 1780 г. архиепископ Иосиф Аргутинский-Долгорукий освятил храм во имя Св. Екатерины. На освящении присутствовал светлейший князь Г. А. Потемкин. Императрица прибыть на освящение не смогла, но впоследствии бывала в храме и заказывала молебны. Руководил его строительством архитектор Ю. М. Фельтен. Церковь Св. Екатерины, которую петербуржцы называют «голубой жемчужиной» Невского проспекта, является образцом архитектуры раннего европейского классицизма. К концу XVIII в. с постройкой двух домов по обеим сторонам от церкви Св. Екатерины (Невский пр. 40-42) ансамбль на Невском приобрел свой окончательный вид. В 1800 г. И. Лазарев обратился к Католикосу всех армян Иосифу с прошением, «в коем объяснил, что движимый усердием к церкви, выстроенные им на церковной земле флигеля жертвует в пользу Санкт-Петербургских церквей». Удивительна история этих домов, где в разные годы жили министр внутренних дел граф В. П. Кочубей, видный реформатор и государственный деятель М. М. Сперанский (1823–1835), великий русский поэт Ф. И. Тютчев (1854–1872), декабрист Г. С. Батенков. Они хранят память о блеске и великолепии светских балов и поэтических вечеров Анны Давыдовны Абамелек-Баратынской, поэтессы, переводчицы, попечительницы ряда женских институтов в России, которой посвящали стихи А. С. Пушкин и П. А. Вяземский.
С 1873 г. князья Абамелек стали именоваться Абамелек-Лазаревы. Последним потомком двух именитых родов был Семен Семенович Абамелек-Лазарев, известный археолог, который в 1882 г. на развалинах древней Пальмиры обнаружил плиту со знаменитым пальмирским таможенным тарифом, хранящуюся в Государственном Эрмитаже. С. С. Абамелек-Лазарев не забывал и о славных традициях меценатства, присущих обоим родам. Так, в 1916 г. он передал в дар Эрмитажу ценную коллекцию картин европейских мастеров, а роскошную виллу в центре Рима с земельным участком в 38 га завещал Российской Академии художеств (в настоящее время в ней располагается посольство России в Италии).
История возведения церкви Св. Воскресения на реке Смоленке связана с личным горем, постигшим графа И. Л. Лазарева в 1791 г., когда на русско-турецкой войне погиб его единственный сын и наследник, адъютант князя Потемкина 23-летний Артемий, чьи останки перевезли в Россию и погребли на армянском Смоленском кладбище. Церковь Св. Воскресения была построена как фамильная усыпальница, где, согласно завещанию графа, надлежало хоронить членов его фамилии. Возводилась она в 1791–1794 гг. и была освящена архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким в 1794 г.
Каковым же был образ армянина-петербуржца в XVIII столетии? Как уже отмечалось, первыми поселенцами являлись представители торгово-промышленных кругов и ремесленники. Среди переселенцев армян выделялись широко образованные люди, многие из которых поступали на государственную службу, принимали деятельное участие в торгово-экономической и дипломатической жизни России. Так, в 1710 г. в Посольском приказе в качестве переводчика работал армянин Афанасий Панкратов. Большое место в истории культурной жизни армянской общины занимал Григорий Халдарян, который в 1783 г. в доме № 40 по Невскому проспекту основал первую в городе армянскую типографию. Халдарян является автором первого армяно-русского словаря. Видными финансистами являлись братья Исахановы, которые в 1758 г. основали одно из первых акционерных обществ России (первое было основано в 1755 г. Василием Хастатовым в Москве). Армяне-промышленники в середине XVIII в. основывали в городе шелкоткацкие фабрики. Среди видных промышленников и купцов армянской колонии в Петербурге в конце XVIII в. выделялись Моисей Буниятов, Григорий Кампанов, Моисей Сафаров, Артемий Мануилов, Богдан Ахвердов, Петрос Ширванов, Маргар Манучарян. Петербургская община разрасталась также за счет тех армян, которые находились на военной службе. Начиная с 1720-х гг. в официальных документах встречается много обращений армян о поступлении на военную службу.
К концу XVIII в. армянская колония так разрослась, что протоиерей Степан Лорис-Меликов в феврале 1781 г. обратился с просьбой в губернское правление выделить для армян отдельное кладбище. На армянском Смоленском кладбище под покрытыми мхом плитами покоятся многие представители общины, внесшие немалый вклад в армянскую и русскую культуру: автор популярного двухтомного армяно-русского словаря Александр Худобашев, профессор Главного педагогического института Ованес Амиди, профессор Санкт-Петербургского университета Керопе Патканян, книгопечатник Григорий Халдарян. Здесь же могила генерал-адъютанта штаба А. В. Суворова и его ближайшего сподвижника А. В. Хастатова, видного дипломата Матвея Гамазова, мецената и благодетеля С. С. Абамелек-Лазарева. Здесь похоронены заслуженная артистка России М. В. Папазян и генерал-лейтенант артиллерии И. Х. Иванян. Здесь покоятся представители известных фамилий – Сумбатовых, Лорис-Меликовых, Аргутинских-Долгоруких, Акимовых, Деляновых, Лалаевых, Дронициных. Здесь же похоронены служители армянских церквей Петербурга: архимандрит Епрем, протоиерей Габриел Патканян и другие духовные лица.
В XIX в. Россия значительно укрепила свои позиции на Востоке. В результате успешной русско-персидской (1826–1828) и русско-турецкой (1878–1879) войн часть исторической Армении вошла в состав Российской империи. В эти годы выдвинулась целая плеяда блестящих офицеров армян, многие из которых в разные годы жили в Петербурге. Как, например, герои Отечественной войны 1812 г.: генерал от инфантерии, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного В. О. Бебутов и генерал-лейтенант кавалерии В. Г. Мадатов, похороненный в некрополе Александро-Невской лавры; участники Отечественной войны 1812 г. генерал-майор артиллерии, начальник арсеналов в Киеве и в Петербурге И. С. Абамелек; генерал-майор, командир лейб-гвардии гусарского полка Д. С. Абамелек; первый историк Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д. И. Ашхарумов; генерал-майор Д. А. Делянов. Целыми семьями уходили на войну армянские дворяне. Сохранилась любопытная архивная выписка, касающаяся сразу трех членов семьи Абамелек: «отличившихся мужеством и храбростью в сражениях, 3, 4, 5 и 6-го числа при городе Красном в воздание за их подвиги... награждены: полковник князь Абамелек орденом Св. Анны 2-го класса; штаб-ротмистрам... князю Абамелеку... золотые сабли за храбрость; ...корнету князю Абамелеку ...орден Св. Анны 3-го класса».
Наиболее видным государственным деятелем второй половины XIX в. армянского происхождения был Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825–1888). Генерал от кавалерии, герой русско-турецкой войны 1877–1878 гг. получил титул графа за взятие Карса и заслужил репутацию талантливого и энергичного полководца. После войны он приобрел общероссийскую известность на административном поприще. Под его личным руководством было покончено с эпидемией чумы в Астраханской губернии, где он был назначен генерал-губернатором с неограниченными полномочиями. Вскоре Лорис-Меликов становится генерал-губернатором Харькова. В феврале 1880 г. Лорис-Меликов приезжает в Петербург, где возглавляет чрезвычайный высший правительственный орган – верховную распорядительную комиссию, а после ее упразднения назначается министром внутренних дел. В обстановке народовольческого террора император Александр II наделяет Лорис-Меликова диктаторскими полномочиями. Являясь по существу главой правительства, он сочетает жесткую политику с либеральными преобразованиями и предлагает проект первой Российской Конституции, предусматривающий привлечение земств и городов к законодательной работе. Однако трагическая гибель царя полностью меняет дальнейший ход истории. В мае 1881 г. М. Т. Лорис-Меликов получает отставку и в конце своей жизни отходит от политической деятельности. Среди крупных государственных и общественных деятелей второй половины XIX в. следует отметить и графа И. Д. Делянова, который был попечителем Петербургского учебного округа, директором Императорской Публичной библиотеки, министром народного просвещения в 1882–1897 гг.
Если первые армяне Петербурга занимались главным образом торговлей, то с середины XIX в. многочисленной частью армянской общины стали преподаватели и студенты вузов. К тому времени основными мигрантами стали молодые армяне, приехавшие в столицу России для получения образования или для совершенствования в разных областях науки, прежде всего в медицине и филологии. В Петербургском университете с 1818 г. преподавался армянский язык, а в 1849 г. была создана кафедра армянского языка и литературы. В разные годы здесь работали такие крупные арменоведы, как Н. Бероев, К. П. Патканян, С. И. Назарянц, Н. Я. Марр, И. А. Джавахишвили, И. А. Орбели, Н. Г. Адонц, Б. Б. Пиотровский. В 1869 г. из 370 проживавших в Петербурге армян 78% составляли представители интеллигенции, 8% – буржуазии, 7% – рабочие и ремесленники, кроме того, были 11 генералов и офицеров и 4 священника. Представители буржуазии продолжали держать в своих руках практически всю «восточную торговлю», в том числе и кавказскими винами. Так, по данным 1913 г., торговлей в городе занимались 27 армян, имевших только на Невском проспекте девять крупных магазинов. Среди представителей деловых кругов Петербурга были известны Ходжа-Эйнатов, Тер-Давыдов, Макаров и др.
В конце XIX – начале XX вв. в Петербурге выдвигается целая плеяда армянских поэтов, писателей, архитекторов, деятелей искусства, которые прославили не только национальные культуры обеих народов, но и внесли свой существенный вклад в мировую культуру. Здесь жили, учились и творили маринист И. Айвазовский, художники А. Овнатанян и В. Суренянц, композитор, дирижер, автор канонизированной литургии М. Екмалян, вице-президент Академии художеств, автор генерального плана застройки Еревана архитектор А. Таманян, поэт В. Терян, актер В. Папазян, поэт и общественный деятель М. Налбандян.
С Петербургом связаны имена многих армянских ученых, например, востоковеда и филолога, первого армянина члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора университета К. Патканяна; академиков, выпускников Санкт-Петербургского университета, филолога и лингвиста, автора четырехтомного «Толкового словаря армянского языка» С. Малхасянца и историка, первого ректора Ереванского университета А. Манандяна. Особо следует отметить братьев академиков Орбели, получивших образование в Петербурге. Старший, Рубен, стал основоположником гидроархеологии. Средний, Левон, был физиологом, генерал-полковником медицинской службы, на протяжении 17 лет был начальником Военно-медицинской академии (1943–1960), руководил Институтом физиологии им. И. П. Павлова АН СССР, Институтом эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. М. Сеченова АМН, основал Институт эволюционной биохимии и физиологии и был его директором в 1942–1946 гг., являлся вице-президентом Академии наук СССР. Иосиф Орбели – востоковед и археолог был первым президентом Академии наук Армении (1943–1947), директором Эрмитажа (1934–1951), почетным академиком и профессором ряда зарубежных университетов. В качестве главного обвинителя по культуре выступал на Нюрнбергском процессе. Именем братьев Орбели названа одна из улиц города. Следует отметить, что на момент основания Академии наук Армении в 1943 г. из 23 академиков ее первого состава 11 сделали свои первые шаги в большой науке именно в Ленинграде. С 1924 по 1944 гг. в Ленинградском университете учился и работал знаменитый астрофизик, второй президент Академии наук Армении (1947–1995), почетный академик и профессор более сорока пяти академий и университетов мира В. А. Амбарцумян. Здесь он заведовал кафедрой и был проректором по научной работе в военные годы. Именно в Ленинграде им была создана новая теория рассеивания света и на ее основе выполнены работы важного оборонного и практического значения. Он был организатором и с 1946 г. бессменным директором Бюраканской обсерватории. Амбарцумян является основателем советской школы теоретической астрофизики. Большой вклад в отечественную науку и в создание ядерного оружия внесли физики-ядерщики – академик АН СССР Абрам Исаакович Алиханов и член-корреспондент АН СССР Артем Исаакович Алиханян, оба брата – выпускники Ленинградского Политехнического института, ученики А. Ф. Иоффе. Не меньших высот добились армяне ленинградцы и в области высоких технологий, как, например, создатель цветного телевидения О. А. Адамян, осуществивший в 1930 г. первую телетрансляцию из Москвы на Ленинград; главный конструктор ЛОМО и создатель самого большого телескопа страны – Зеленчукского Б. К. Иоаннесян; создатель несущего шасси лунохода академик Ракц А. Л. Кемурджян.
Армяне Петербурга в разные годы создавали свои общественные объединения и кружки. Одним из первых был кружок интеллигенции «Маро» (1880–1900), группировавшийся вокруг Мариам Варданян и Мушега Серопяна, впоследствии основателей социал-демократической партии «Гнчак». В 1880-е гг. студент Саркис Гутоян создал организацию для оказания помощи западным армянам в Турции. Однако с конца XVIII в. и вплоть до первой русской революции (1905–1906) единственным национальным органом армян Петербурга был церковный совет. Революция вызвала всплеск общественной активности, и было создано сразу несколько армянских обществ: Армянский кружок (1907–1918), Общество попечительства об армянах (1907–1918), Армянский клуб (1907–1917), Армянское общество изящных искусств (1908–1917) и художественное общество (1911–1917), касса взаимопомощи армян – учащихся вузов (1911–1917). В период Первой мировой войны в Петрограде были созданы Армянское общество и Русско-армянский комитет (1915–1918) по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войны, Армянское бюро. Во время войны на средства Армянского кружка был открыт лазарет, организованы четыре санитарных поезда в Западную Армению, созданы три приюта для беженцев. К 1916 г. в городе действовало восемь обществ.
Особенность всех армянских обществ Петербурга в начале XX в. – значительная роль творческой интеллигенции. Так, в основании и руководстве ведущей национальной организации – Армянского кружка – активное участие принимали профессор Петербургской консерватории И. Р. Налбандян, профессор медицины В. И. Вартанов, приват-доцент Н. Г. Адонц, инженер Г. П. Нерсесов. Они привлекли к деятельности кружка представителей крупной буржуазии – нефтепромышленников А. И. Манташева, П. О. Гукасова, братьев Джангировых. В числе членов Армянского кружка были общественные и политические деятели разных направлений и 8 членов Государственной Думы. Армянский кружок проводил художественные вечера с участием петербургских армянских композиторов, писателей, артистов – А. А. Спендиарова, Н. Н. Черепнина, А. П. Асланова и др. Кружок располагал библиотекой на русском и армянском языках. Армянское художественное общество содействовало развитию армянской художественной школы в Петербурге, в его состав входили преимущественно художники и студенты Академии художеств, которые занимались организацией передвижных выставок и лекций по истории армянской живописи и культуры в целом. Аналогичную работу, дополненную концертной деятельностью, проводило Армянское общество изящных искусств.
XX в. принес тяжелейшие испытания стране и ее народам – революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная, послевоенное строительство. На всех этих этапах именно братская дружба народов СССР позволила им выстоять и победить. Особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Немало армян защищали Ленинград от фашистских орд, окропив эту землю своей кровью. Многие из них навсегда вошли в историю героической обороны Ленинграда. Многих детей блокадного города приняла Армения, которая стала для них вторым домом. Здесь они нашли свою счастливую судьбу.
Навеки вписаны в славную летопись обороны города имена героев: легендарного летчика-штурмовика, дважды Героя Советского Союза подполковника Н. Г. Степаняна, погибшего в небе Балтики; Героя Советского Союза адмирала флота СССР И. С. Исаакова; первого армянина – Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне летчика-истребителя майора Л. С. Чапчахяна, погибшего над Крестцами; генерал-майора Б. О. Галстяна, погибшего на подступах к городу, именем которого названа улица в Ленинграде.
Нельсон Степанян во время штурмов уничтожил до 5000 солдат и офицеров врага. За 243 боевых вылета им лично была уничтожена целая эскадра: миноносец, два сторожевых корабля, тральщик, два торпедных катера и пять транспортов, общим водоизмещением более 80 000 тонн. Адмирал флота СССР Иван Исааков (Ованес Тер-Исаакян) с 1939 по 1946 гг. был первым заместителем наркома ВМФ СССР и одновременно начальником Военно-морской академии. В 1941–1943 гг. – начальником Главного Морского Штаба и координировал боевые действия флотов с фронтами в разных операциях. В 1946–1947 гг. – начальником Главного Штаба ВМФ, в 1947–1950 гг. – заместителем главнокомандующего ВМФ, а в 1950–1956 гг. – заместителем министра морского флота СССР. Его «Морской атлас» стал учебником во многих академиях мира. Он был членом-корреспондентом Академии наук СССР, почетным членом АН Армении, будучи автором 250 рассказов, посвященных морской тематике, являлся членом Союза писателей СССР.
В советскую эпоху немало деятелей науки и искусства Ленинграда армянского происхождения добились заслуженного признания. Среди них: геолог, академик АН Армении, профессор Ленинградского горного института И. Г. Магакян, психолог, декан психологического факультета ЛГУ, академик АПН СССР Б. Г. Ананьев, врач, педиатр, академик РАЕН, профессор А. В. Папаян, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой урологии Первого медицинского института (1952–1970) А. М. Гаспарян, лингвисты – члены-корреспонденты АН СССР, профессор МГУ и ЛГУ Р. А. Будагов, профессор ЛГУ Б. Г. Реизов, главный режиссер театра им. В. Ф. Комиссаржевской Р. С. Агамирзян, композитор, профессор Ленинградской консерватории, теоретик музыки Х. С. Кушнарев, оперная и камерная певица, профессор Ленинградской консерватории С. В. Акимова, професор Ленинградской Академии Русского балета А. Я. Ваганова. В эти годы немало армян руководили крупными предприятиями и организациями, многие из которых, как, например, директор Пикалевского глиноземного комбината Х. А. Бадалянц (1933–1992), президент Ленэнерго (1976–1997), кавалер высшей награды Армянской Апостольской церкви ордена Св. Григория Просветителя, академик С. А. Казаров (1927–2000), генеральный директор ЗАО «Восточный предпринимательский экспресс» М. А. Нахапетов (1935–2002) впоследствии явились видными меценатами и благотворителями.
Последнее десятилетие прошедшего века ознаменовалось поистине эпохальными социально-экономическими и политическими переменами и привнесло новую струю в жизнь армянской общины. Исключительная роль в возрождении диаспоры, в активизации общинной жизни принадлежит духовному пастырю армян Санкт-Петербурга, главе Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви епископу Езрасу Нерсисяну. Именно благодаря его организаторским способностям и трудолюбию, вере и беззаветной верности Святой Церкви и народу, армянская община города добилась впечатляющих результатов. Как и 250 лет назад, армяне начали с возрождения духовных ценностей – с восстановления церквей Св. Воскресения и Св. Екатерины, закрытых с 1936 г. Долгие годы в церкви Св. Екатерины располагались склады, а церковь Св. Воскресения служила скульптурной мастерской. Среди сотен имен прихожан, внесших свой личный вклад в восстановление церквей, следует особо отметить первого старосту армянских церквей Санкт-Петербурга А. Д. Джалалову-Никифорову (1910–2001), смотрителя церкви А. С. Сафаряна (1950–1996), управляющего делами церкви Г. Г. Гаспаряна, архитектора, руководителя реставрационных работ в армянских церквях Ю. А. Бабаяна. Свой весомый вклад в восстановление церквей внесли известные благотворители: И. Д. Джавадов, Ю. С. Исаакян, С. Л. Тер-Габриелянц, К. Р. Мкртчян, К. С. Налбандян, семья Егиазаровых, семья Гореликовых, А. А. Хачикян, К. Я. Арутюнян, А. А. Тапалцян, А. Ю. Кочарян, Г. К. Арамян, А. С. Нерсисян и многие другие. 11 июля 1988 г. Исполком Ленинградского городского совета вынес решение о передаче здания церкви Св. Воскресения армянскому религиозному объединению. Это была первая вновь открытая армянская церковь на территории СССР. 8 октября 1988 г. по этому случаю состоялся благодарственный молебен. Реставрация церкви была полностью завершена в 1992 г. Все эти годы в прицерковном доме на Смоленке постоянно действует художественная галерея, где выставляются работы армянских художников города.
Возвращение «голубой жемчужины», согласно решению Мэрии Санкт-Петербурга, состоялось 18 августа 1992 г., а 14 марта 1993 г., спустя 60 лет после закрытия церкви, под ее сводами вновь зазвучали слова молитвы. Одновременно с церковной службой начались восстановительные работы. Была выполнена гидроизоляция фундамента, сняты балки перекрытий, уродливо делившие храм на два этажа. На огромной площади купола, свода алтаря, на парусах под куполом была произведена расчистка уцелевшей масляной живописи, выполнена ее реставрация. Полностью была восстановлена отделка цветным искусственным мрамором поверхностей стен и колонн. Заново натуральным мрамором был выстлан пол, водружен крест на куполе, воздвигнут алтарь. Спустя восемь лет, после кропотливых реставрационных работ, осуществленных в основном на средства армянской общины и при деятельном участии прихожан, 12 июля 2000 г. храм Св. Екатерины был освящен Верховным Патриархом Католикосом всех армян Гарегином II. На торжествах по этому поводу присутствовали Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, руководство города, иерархи Армянской Апостольской и Русской Православной церквей, представители разных конфессий, депутаты Государственной Думы и Законодательного Собрания, представители дипломатического корпуса. В своем приветственном слове Католикос Гарегин II, в частности, сказал: «С сегодняшнего дня на легендарном Невском проспекте обретает новую жизнь церковь Св. Екатерины. Этот факт вновь красноречиво свидетельствует о нерушимом братстве армянского и русского народов и является залогом новых положительных реформ, которые ныне переживает Российская Федерация». В ответном слове Патриарх Алексий II особо отметил, что «сегодняшнее торжество является значимым не только для Армянской Церкви, но и для всех верующих. Оно стало новым свидетельством близости наших народов, наших церквей, которые в такое сложное время способствуют духовному возрождению наших народов». Главы церквей освятили и установили в алтарной части беломраморный хачкар (крест-камень) с изображением собора Святого Эчмиадзина и храма Христа Спасителя – как символ братской любви во Христе и непрерывающейся дружбы между Армянской Апостольской и Русской Православной церквями. Красавица церковь, стоявшая в одном ряду с прекрасными архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга, возродилась и вновь стала центром духовной жизни армянской общины.
В эти же дни в Эрмитаже директор музея кавалер ордена Св. Нерсеса Шнорали Армянской Апостольской Церкви М. Б. Пиотровский организовал выставку «Сокровища Эчмиадзина», приуроченную к 1700-летию принятия Христианства государственной религией Армении. В 2001 г. с 19 по 21 сентября представительная делегация из Санкт-Петербурга во главе с губернатором В. А. Яковлевым посетила Армению и приняла участие в праздничных мероприятиях, посвященных 1700-летию принятия Христианства государственной религией Армении и на освящении кафедральной церкви Св. Григора Просветителя в Ереване, на которой присутствовала большая делегация Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Немалую активность в последние годы проявляют и армянские землячества Ленинградской области. Армянские общины действуют в городах Гатчине, Выборге, Всеволожске, Кингисеппе. В 2002 г. во Всеволожске в Армянском переулке было завершено строительство церкви Пресвятой Богородицы, построенной на средства руководителя общины – генерального директора торгового дома «Котик» С. А. Мовсисяна.
На протяжении всего XX в. армянское население Санкт-Петербурга неуклонно росло. В 1926 г. в городе проживали 1759 армян, в 1959 г. – 4,9 тыс., в 1979 г. – 7,9 тыс., в 1989 г. – 12,1 тыс. Согласно данным переписи 1989 г., среди армян города 47% считают родным армянский язык, 52% – русский. Одновременно практически все свободно владеют русским языком. Около половины армян имеют высшее образование и, соответственно, высокий социальный статус.
С 1988 г. начинается активизация общественной жизни армян города. Карабахские события, катастрофическое землетрясение в Армении усилили их тягу к объединению, что выразилось в создании Ленинградского общества друзей армянской культуры. Учредительное собрание общества состоялось 19 февраля 1989 г. Оно было зарегистрировано в Ленинградском фонде культуры, возглавлявшемся академиком Д. С. Лихачевым, для которого судьбы Армении и армян были далеко не безразличны. В течение нескольких лет вокруг общества группировались ленинградские армяне независимо от возраста, образования или знания языка. В 1993 г. было создано Армянское общество Санкт-Петербурга, которое возглавил видный общественный деятель В. Н. Аматуни (1939–1998), внесший неоценимый вклад в возрождение общины, в укрепление русско-армянских связей. В 1997 г. было создано общество «Горани», основной задачей которого являлось объединение творческих деятелей в единый союз. В 2000 г. на основе существующего в городе с 1988 г. объединения молодежи была создана Армянская Молодежная Организация «Нор серунд» («Новое поколение»), преследующая цель привлечение молодежи к общественным делам. В феврале 2001 г. Армянское общество, общество «Горани» и АМО «Нор серунд» выступили учредителями нового общественного объединения Региональной Армянской Национально-культурной Автономии Санкт-Петербурга, председателем которой был избран руководитель одной из крупнейших транспортных организаций Северо-Запада России директор АООТ «СовАвто-СПб» В. П. Лазарян. Армянская Автономия ставит своей задачей сохранение, развитие и приумножение ценностей национальной культуры, всемерное укрепление традиционных связей России и Армении, содействие становлению гражданского общества.
Важнейшим фактором существования армянской диаспоры является печатное слово. 24 февраля 1993 г. по благословению блаженно памятного Католикоса всех армян Вазгена I был подписан в печать первый номер ежемесячной двуязычной (армяно-русской) газеты «Аватамк» («Веруем»). Пришедшая на смену таким дореволюционным изданиям, как «Юсис» («Север»), «Аракс», «Манкаваржаноц» («Учительская»), «Саприч» («Цирюльник»), «Шогер» («Лучи»), газета призвана объединять армян города, приобщать их к национальной духовной сокровищнице, а также служить делу единения обоих народов и их церквей. Редактором газеты является член Союза писателей А. Л. Меружанян.
Первая армянская приходская школа в Петербурге была основана еще в 1800 г. Традиция возродилась в 1993 г., когда была открыта воскресная школа при церкви Св. Воскресения. Перед ней стояла задача не дать молодому поколению забыть родной язык, историю и культуру, воспитать истинных патриотов, достойных граждан России. После трех лет самоотверженной деятельности педагогического коллектива под руководством директора С. С. Лазаряна, доказавшего состоятельность учебного заведения, школа усилиями благотворителей переросла в Учебный центр имени Лазаревых, открытый в помещениях дома № 40-42 на Невском проспекте, которые 11 июля 1996 г. были переданы религиозному объединению. Здесь преподают Закон Божий, армянский язык и литературу, правописание, историю армянского народа, пение, живопись. При центре действуют детский кружок танца и хор. В доме на Невском работает библиотека, первые книги которой некогда поступили из Св. Эчмиадзина. В дальнейшем многие книги были подарены ей самими читателями.
Армянская церковь Санкт-Петербурга является учредителем международного центра «Ласточка» по реабилитации и социальной защите детей беженцев и вынужденных переселенцев. Здесь проходят курс психологической реабилитации дети всех национальностей. За десять лет своего существования «Ласточка» взяла под крыло более 3500 детей из Закавказья, Кавказа, Средней Азии и Прибалтики от 3 до 16 лет, причем 83% всего контингента – дети из русских семей. Ее основателем и бессменным руководителем является А. А. Мнацаканова.
По благословению духовного пастыря армян Санкт-Петербурга иеромонаха Езраса при церкви Св. Воскресения в октябре 1994 г. была организована пекарня «Нканак» («домашний хлеб»), в которой по старинным рецептам выпекается национальный хлеб (лаваш, матнакаш) и сдоба. Пекарня была задумана для оказания помощи нуждающимся и все эти годы поставляет хлеб и выпечку в Василеостровский Дом ребенка и в Детский дом № 40. В 1996 г. в доме на Невском открылся благотворительный стоматологический центр «Гта» («Милосердие»). Основное предназначение центра – медицинская помощь неимущим слоям населения, пожилым людям, инвалидам, ветеранам ВОВ, блокадникам. В настоящее время завершается ремонт помещений и переоборудование центра, который скоро возобновит свою деятельность.
В 1999–2000 учебном году с благословения архимандрита Езраса и при его деятельном участии на Специальном Восточном факультете Санкт-Петербургского университета была открыта программа «Арменоведение». С 27 по 30 июня 2001 г. на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета под патронажем Католикоса всех армян Гарегина II проводилась международная научная конференция «Армения и Христианский Восток». На ней присутствовали ведущие арменисты Европы и США, ученые из Москвы и Еревана. Была организована обширная культурная программа. В 2002–2003 учебном году на базе уже действующей программы «Арменоведение» на кафедре Иранской филологии Восточного факультета открылось отделение «Кавказоведение (армяно-грузинская филология)». Помимо трех восточных и двух европейских языков студенты изучают историю и географию, культуру и этнографию, религию и философию, источниковедение и литературу, политическое положение и экономику стран Южного Кавказа. Торжественное открытие отделения состоялось 18 ноября 2002 г. По сути, в крупнейшем вузе страны вновь возродилась почти двухсотлетняя традиция отечественного кавказоведения. Заведующим отделения является к. и. н. А. К. Шагинян.
В сентябре 2000 г. в Санкт-Петербурге состоялось официальное открытие Генерального консульства Республики Армении, которое призвано укреплять русско-армянские экономические и политические связи, помогать соотечественникам. Сегодня, несмотря на то, что Республика Армения и Российская Федерация являются независимыми государствами, между ними заключено свыше 130 официальных договоров, что является свидетельством их стратегического партнерства. Первым генеральным консулом Республики Армении в Санкт-Петербурге стал Р. К. Акопян.
В Санкт-Петербурге в настоящее время живут и созидают видные армянские ученые, деятели культуры и искусства. Нашим современником является патриарх армянской науки, один из наиболее известных ботаников мира – академик АН СССР А. Л. Тахтаджян, создатель школы морфологии растений. С 1975 г. он является президентом отделения растениеводства Международного союза биологических наук и президентом Международной ассоциации таксономии растений, академиком Национальной Академии наук США и ряда зарубежных стран. В области науки в Петербурге безусловным и заслуженным авторитетом пользуются академики отраслевых академий: генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» академик Е. А. Горигледжан, генеральный конструктор завода ОКБ им. В. Я. Климова академик А. А. Саркисов, директор НИИ Акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта, академик РАМН Э. К. Айламазян, академик РАКЦ, профессор А. Л. Кемурджян, врач, академик РАМН А. А. Тоталян, главный детский нейрохирург России, д. м. н., профессор В. А. Хачатрян, главный судмедэксперт Санкт-Петербурга, д. м. н., профессор Р. В. Бабаханян, арменовед и археолог Р. М. Джанполадян-Пиотровская, математики – доктора наук, профессор Санкт-Петербургского университета, декан факультета прикладной математики – процессов управления Л. А. Петросян и профессор Л. К. Бабаджанян, востоковед, д. и. н. Ю. А. Петросян, д. и. н., профессор К. Н. Юзбашян, декан гуманитарного факультета ИНЖЭКОНа, д. ф. н. К. М. Оганян, директор нтц, д. т. н., профессор, лауреат Государственной премии СССР и премии Правительства РФ в области науки и техники, академик МАИ Г. Ш. Манукян, д. э. н., академик МАИ А. О. Миносянц, заместитель представителя МИД РФ в Санкт-Петербурге, советник 1-го класса О. С. Давтян. Среди деятелей культуры и искусства всеобщим признанием пользуются Народная артистка России, заслуженная артистка Армении певица Р. Р. Калантарян, Народный артист России В. М. Татосов, декан факультета вокала Санкт-Петербургской консерватории, профессор, композитор А. А. Мнацаканян, профессор Петербургской консерватории Н. И. Оксентян, скульптор Л. К. Лазарев, художники З. П. Аршакуни, М. П. Азизян, А. А. Аветисян, В. Н. Апинян, З. А. Хачатрян и многие другие.
Не поредела и когорта предпринимателей, меценатов и благодетелей, благодаря всемерной поддержке которых воплощаются в жизнь важнейшие начинания общины. В настоящее время многие армяне являются руководителями крупных предприятий и организаций. Это – кавалеры ордена Св. Григория Просветителя президент АО «АСКЮ» С. Г. Саакян и президент фирмы «ЭСФИЛ» В. А. Карапетян, ген. директор АООТ «СовАвто-СПб» В. П. Лазарян, ген. директор ООО группа «Ика», староста Армянских церквей Санкт-Петербурга Л. Г. Саргсян, председатель совета директоров ОАО «Севзапмебель», вице-президент Ассоциации мебельной промышленности России Р. А. Саркисян, ген. директор «Северо-Западного производственного протезно-ортопедического объединения» А. Г. Эфенджян, ген. директор ЗАО «Метробор» Р. Е. Арутюнян, ген. директор ПО «Гатчинский промкомбинат» О. Х. Гадьян, ген. директор ПО им. А. Бебеля, президент Ассоциации кожгалантерейных предприятий Санкт-Петербурга Э. О. Гаспарян, управляющий филиалом Внешторгбанка в Санкт-Петербурге А. С. Вартанов, ген. директор ЗАО «Ника-Строй» А. С. Бурнусузян, начальник УОР № 302 УССТ-3 В. А. Даниелян, ген. директор ООО «Дорожник-92» Р. С. Алтунян, ген. директор ООО «Северлес» Г. С. Казаров и многие другие.
Вот уже три столетия великий город на Неве являет всему миру удивительный пример многогранного и творческого созидания десятков народов, принадлежащих к разным вероисповеданиям. Армяне, для которых Санкт-Петербург стал второй родиной, участвовали в его общественной жизни, приумножали его культурную, научную и военную славу, способствовали его экономическому процветанию. Им как верным сынам России было дано право строить здесь церкви, открывать школы, иметь типографии, словом, жить полноценной и полнокровной национальной жизнью. Сегодня армяне Санкт-Петербурга возрождают духовные и культурные традиции предшествующих поколений и будут созидать на благо народов и во славу великого города.
Рамки данной статьи не позволили подробно осветить многовековые традиции и историю Армянской Апостольской церкви, которая вплетена в живую ткань истории армянского народа и составляет с ней единое и неделимое целое. В этой связи определенный интерес представляет книга Святейшего патриарха Константинопольского М. Орманяна «Армянская церковь», изданная в Москве в 1913 г.


Армянская церковь
Св. Екатерины
191011, Санкт-Петербург
Невский пр., д. 40-42
Тел.: (812) 318-4108
(812) 110-5061
Факс: (812) 350-2892

Армянская церковь
Св. Воскресения
199048, Санкт-Петербург
р. Смоленка, д. 29
Тел.: (812) 350-5301
E-mail: ancspb@meil.ru


Вакансии (0) Товары (0) Инвестиции (0) Заявки (0)

Полезные статьи



Copyright © 2002-2014
webmaster

азартные игры виртуального казино
  
Исследования
· Рубрикатор
·Поиск исследований
·Полезное об исследованиях
 
Поиск



Расширенный поиск
 
Полезные ссылки


 
Информация
Количество предприятий в базе на текущий момент:

Курсы других валют ЦБ РФ

Погода завтра
·Статистика
·Ссылки
 
Реклама
•••
Дизель-генераторы, щиты автоматического ввода резерва (ЩАВР)

Ремонт квартир в Санкт-Петербурге под ключ

 





Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
Рейтинг@Mail.ru