Основал «Пассаж» граф Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор.
Здание было построено по проекту академика архитектуры Рудольфа Желязевича
Вид галереи
Вновь открыта секция «Товары для дома»
|
|
«Пассаж» оказался в счастливом положении: участок для него был выбран сразу и навсегда. По опыту Европы, торговая галерея длиной 180 м, шириной 8 м и высотой 22 метра была создана в оживленном престижном районе, привычном для будущих покупателей. Соединение торгового дома с центром культурной и общественной жизни сделало его уникальным. Такого еще не было нигде и никогда.
До конца XIX в. здание просуществовало без изменений. Оно имело три этажа и сквозной подземный туннель.
1 февраля 1900 г. хозяйкой «Пассажа» стала княгиня Н. А. Барятинская, и он был закрыт на реконструкцию, которая осуществлялась под руководством архитектора и строителя С. С. Козлова. Здание выросло на один этаж. Фасад облицевали радомским песчаником, а цоколь – гранитом. Появился портик с колоннами. Автором оформления центрального входа был английский архитектор Ричард Боуэнс. Торжественное открытие обновленного «Пассажа» состоялось 14 января 1901 г.
В мае 1920 г. «Пассаж» как частный магазин перестал существовать, а 3 февраля 1922 г. универмаг вновь открылся как ко-оперативное предприятие, принадлежащее Петроградскому единому потребительскому обществу, с новым именем «Универсаль Пассаж».
В сентябре 1933 г., по решению Ленсовета, «Пассаж» стал образцово-показательным универмагом в системе государственной торговли. Поэтому после очередной реконструкции он открылся 25 марта 1934 г. в статусе «Особунивермага», одного из трех в стране.
В военном 1942 г. универмаг был законсервирован, но вскоре после окончания войны приведен в порядок и открыт для покупателей 9 февраля 1947 г.
1 января 1961 г. «Пассаж» стал первым в Советском Союзе специализированным универмагом для женщин. А 1 марта 1965 г., сохранив свой профиль, он стал фирмой с двадцатью филиалами в разных районах города.
В конце 1980-х гг. началось внедрение арендных отношений, в связи с чем коллектив «Пассажа» взял в 1989 г. в аренду оборудование универмага и три с половиной года работал в условиях арендного подряда. Обеспечив финансовую и экономическую независимость, «Пассаж» под руководством В. А. Зеленского перешел к следующему этапу своего развития – изменению формы собственности с коллективной на частную, став в 1992 г. закрытым акционерным обществом.
В «Пассаже» быстро освоили специфику и традиции мирового рынка, стали на равных сотрудничать с фирмами, задающими тон в моде и торговле. Динамичное развитие, крепнущее финансовое положение «Пассажа» были замечены и по достоинству оценены Международной ассоциацией торговых центров, имеющей штаб-квартиру в Нью-Йорке. И в мае 1993 г. «Пассаж» стал членом этой авторитетной ассоциации.
Коллектив «Пассажа» стремится не только сохранить свое архитектурное наследие, но и по возможности вернуть ему первоначальный облик, искаженный многократными переделками. Так, в 1992 г. были произведены сложные работы по восстановлению интерьеров галереи, а в 1992-1994 гг. торговые залы украсили люстры и плафоны, воссозданные по историческим материалам.
7 декабря 1993 г. «Пассаж» открыл свой супермаркет – единственный на Невском проспекте.
18 августа 1994 г. на втором этаже галереи состоялось открытие после реставрации зала по продаже обуви и сопутствующих товаров, площадью около 600 кв. м. С 1997 г. здесь размещаются секции по продаже элегантной верхней одежды для женщин.
В 1997 г., после реконструкции, на третьем этаже был открыт торговый комплекс «Товары для дома», площадью 500 кв. м.
В марте 2001 г. на четвертом этаже открылась секция товаров для молодежи Fishbone, площадью 300 кв. м.
За последние годы в «Пассаже» отремонтирован и освещен фасад с Невского проспекта, заменен световой фонарь над галереей, установлены современные вращающиеся и раздвижные стеклянные двери с Невского проспекта и с Итальянской улицы.
22 мая 1998 г. «Пассаж» отметил 150 лет со дня основания. И сегодня, в начале ХХI века, «Пассаж» – это лидер российской экономики, всегда верный своим традициям и готовый к новым начинаниям.
Генеральным планом развития торгового дома предусматриваются: расширение супермаркета и организация в туннеле универмага новых торговых мест, а также реконструкция административного корпуса, столовой, перенос инженерных коммуникаций из универмага в прилегающие дворы, ввод в действие новой автономной электроподстанции, реставрация по старинным чертежам центральной галереи и другие мероприятия.
«Пассаж» оказывает покупателям более 30 видов услуг. Постоянные покупатели приобретают товары с 5 % скидкой по фирменной пластиковой карте. Разносторонняя информация дается на сайте, который ежедневно обновляется.
«Пассаж» всегда был и остается лидером как в вопросах формирования ассортимента, внедрения новых технологий, так и в проведении четкой кадровой политики. Здесь работает коллектив из 1200 человек. Создан учебный центр, который готовит продавцов для самого универмага и для других предприятий торговли. Этот же центр каждые два года осуществляет переподготовку персонала. Все торговые и бухгалтерские операции компьютеризованы.
|