Коллектив Ассоциации ПЕТРОСЕРТ, июль 2001 г.
Московский проспект, д. 212
|
|
Ассоциация «Северо-Западный Региональный центр по сертификации и научно-технической экспертизе» (Ассоциация ПЕТРОСЕРТ) создана в 1996 г. по решению Миноборонпрома РФ при поддержке Администрации Санкт-Петербурга. Ее учредителем является ОАО «Холдинговая компания «Ленинец».
Основная задача Ассоциации – содействие предприятиям оборонной промышленности Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России при внедрении систем менеджмента качества, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО 9000, при разработке и производстве, как оборонной, так и гражданской продукции, в том числе поставляемой на экспорт.
Актуальность этой задачи обусловлена тем, что XXI век без преувеличения можно назвать веком новых наукоемких и информационных технологий, веком жесткой всеобъемлющей конкуренции и веком качества как глобального требования, охватывающегой все сферы деятельности.
В условиях рыночных отношений основной целью любого предприятия, вне зависимости от формы собственности, является создание конкурентоспособной продукции, обеспечивающей устойчивое положение на рынке и получение прибыли.
Повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства в современных условиях, эффективное ее продвижение на внутренний и внешний рынки стали сейчас приоритетными направлениями промышленной политики России. В директивных документах Правительства Российской Федерации ставится задача совершенствования рыночных отношений, модернизации российской экономики, создания условий для развития высоких технологий, изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой продукции, повышения социальной составляющей экономики.
Только при этих условиях Россия может интегрироваться в мировую экономику, сохранить свою роль и позиции в научно-технической и производственной областях.
Достижение поставленной цели связано с решением целого комплекса задач на уровне государства, региональных органов власти, финансово-промышленных институтов, а также каждого предприятия. Здесь можно выделить ряд основных направлений:
1. Финансово-экономическое (функции госрегулирования, влияние налоговой системы на уровень предпринимательской активности, экономические механизмы таможенно-тарифного регулирования, инвестиционная деятельность).
2. Инновационное (инновационная политика, взаимодействие науки и промышленности в инновационной сфере).
3. Реструктуризация промышленности, включая вопросы кооперации и создания крупных интегрированных структур.
4. Информационно-технологическое (современные информационные технологии создания и сопровождения продукции CALS, интернет-технологии, логистика).
5. Организационно-управленческое (повышение эффективности системы управления предприятием).
Решение любой из указанных задач на уровне предприятия всегда связано с вопросом эффективности функционирования системы управления предприятием.
В соответствии с принципами и требованиями стандартов ИСО 9000 система менеджмента качества охватывает все базовые составляющие деятельности предприятий:
1. Анализ рынка и удовлетворение требований потребителей. При этом необходимо учитывать наличие разных групп потребителей, имеющих различные требования к качеству продукции.
2. Управление ресурсами, включая производственные ресурсы, производственную среду, персонал, инфраструктуру, информационные ресурсы и др.
3. Управление основными и вспомогательными (обеспечивающими) бизнес-процессами. При этом требования стандарта охватывают все сферы деятельности: от планирования и закупок сырья до поставки готовой продукции и организации ее обслуживания.
4. Распределение ответственности и полномочий персонала, при котором каждый бизнес-процесс имеет своего «хозяина», отвечающего за конечный результат. Особое внимание стандарт уделяет роли руководителей высшего звена и наличию у них организационной свободы, необходимой для принятия решений.
5. Контроль и оценка функционирования системы качества.
6. Постоянное улучшение, направленное на повышение качества продукции и совершенствование процессов и системы качества в целом.
Таким образом, система качества, отвечающая требованиям стандартов ИСО 9000, может рассматриваться как организационная основа системы управления предприятием в целом.
Однако такой вывод не должен создавать иллюзий, что стандарты ИСО 9000 содержат универсальные рецепты «как добиться успеха и стать богатым». Скорее их можно рассматривать в качестве «технического задания», содержащего общие требования к функциональной структуре системы качества и ее элементам. На основании этого «технического задания» могут быть созданы и гоночный автомобиль, и тихоходная малолитражка. Но и в том, и в другом случае они будут надежными и удобными в эксплуатации.
Стандарт оставляет за предприятием право выбора той модели, которая в наибольшей степени соответствует его целям и имеющимся ресурсам.
Система качества, ориентированная только на сегодняшний день, позволяет ограничиться «наведением порядка», прежде всего организационного.
Система качества, создаваемая с учетом перспективных целей, дополнительно потребует использования современных технических средств (технологическое оборудование, компьютерные информационные системы), методов управления (информационные технологии управления, логистические модели, прикладные математические методы) и серьезной работы по подготовке кадров. Обычно переход к этому этапу происходит после решения первой задачи, обеспечивающей четкое понимание путей развития и более эффективное целевое использование ресурсов.
За последнее десятилетие международные стандарты ИСО 9000 не только заслуженно завоевали всеобщее признание, но и стали фактически неотъемлемым требованием существующих рыночных отношений. Однако процесс внедрения стандартов ИСО происходит медлено, что во многом связано с необходимостью перестройки стиля управления. Далеко не всегда система качества доходит до высшего эшелона управления предприятием, а останавливается на уровне функциональных структур. При этом ощущается разрыв в механизме принятия решений по стратегическим вопросам (инвестиции, реструктуризация, внедрения информационных технологий) и их практической реализации.
Деятельность Ассоциации ПЕТРОСЕРТ направлена на комплексное решение перечисленных выше проблем; основными направлениями являются:
• подготовка персонала предприятий в области менеджмента и аудита систем качества,
• информационная и методическая помощь при разработке и внедрении систем менеджмента качества,
• разработка и внедрение информационных технологий управления предприятием,
• организация и проведение сертификации систем качества.
Ассоциация взаимодействует более чем с 250 предприятиями региона. Среди них и лидеры отечественной промышленности, исторически неразрывно связанные с основанием и развитием Санкт-Петербурга – Ленинграда («Адмиралтейские верфи», ЦКБ МТ «Рубин», Государственный Обуховский завод, КБ «Арсенал» им. М. В. Фрунзе», «Звезда», «Северная верфь», ЦМКБ «Алмаз», ЦНИИ «Гранит» и другие), и молодые, динамично развивающиеся фирмы, возникшие в последнее десятилетие.
Более 50 высококвалифицированных экспертов и специалистов, работающих на постоянной и временной основе, формируют коллектив Ассоциации.
Наша цель: содействие подъему отечественной промышленности и создание условий для выпуска качественной и конкурентоспособной продукции.
|