|
|
Первым председателем Комитета стал бывший руководитель Главного управления имуществ Ленинграда Утевский Александр Семенович.
Комитетом руководили: Беляев Сергей Георгиевич (1991-1993), Маневич Михаил Владиславович (1993-1997), Греф Герман Оскарович (1997-1998), Лихачев Андрей Николаевич (1998-1999).
Комитетом разработаны и успешно реализуются «Концепция управления недвижимостью Санкт-Петербурга» (утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 30 от 04.06.01) и «Концепция управления государственными предприятиями, учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга как участника в коммерческих и некоммерческих организациях» (утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 34 от 12.11.98).
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с общегородской политикой, обеспечивая реализацию различных городских планов и программ, таких как Стратегический план Санкт-Петербурга, Программа реконструкции исторического центра и т.д.
Предметами ведения Комитета по управлению городским имуществом являются:
– создание нормативной правовой базы в сфере управления и распоряжения имуществом Санкт-Петербурга;
– организация учета, обеспечение проведения инвентаризации и оценки недвижимого имущества Санкт-Петербурга;
– принятие решений о закреплении, отчуждении, приобретении, изъятии имущества Санкт-Петербурга, передаче его в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на инвестиционных условиях;
– осуществление от имени Санкт-Петербурга юридических действий по созданию, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий и государственных учреждений;
– представление интересов города в коммерческих и некоммерческих организациях, создаваемых с участием Санкт-Петербурга;
– разграничение прав собственности на государственное имущество;
– контроль за использованием по назначению государственного имущества;
– защита имущественных прав Санкт-Петербурга.
Комитет как территориальный орган Минимущества России наделен полномочиями по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Санкт-Петербурга, его учету и контролю за его использованием.
В состав Комитета по управлению городским имуществом входят 19 управлений и 18 районных агентств, обеспечивающих выполнение возложенных на Комитет функций и задач.
В результате реализации первой Концепции системы управления недвижимостью Санкт-Петербурга, одобренной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 36 в 1994 г., в Санкт-Петербурге:
– созданы объективные предпосылки для устойчивого функционирования и развития рынка недвижимости в целом;
– масштабно вовлечены в оборот объекты городской недвижимости, в том числе земельные участки;
– определены наиболее перспективные способы управления объектами недвижимости;
– впервые в России установлен порядок расчета арендной платы за объекты нежилого фонда с применением методов массовой и индивидуальной оценки, что позволило городу выступить в роли добросовестного конкурента на рынке недвижимости и увеличить поступления в бюджет Санкт-Петербурга от городской недвижимости;
– созданы основы для формирования единой информационной системы по вопросам недвижимости.
Одним из приоритетных направлений деятельности Комитета является создание благоприятных условий для инвесторов, вкладывающих свои средства в недвижимость Санкт-Петербурга, для чего:
– принят пакет нормативных актов, регулирующих порядок инвестиционной деятельности в сфере недвижимости;
– сформирован инвестиционный адресный перечень Санкт-Петербурга;
– создана постоянно действующая выставка инвестиционных проектов.
Новой Концепцией управления недвижимостью Санкт-Петербурга, одобренной Правительством Санкт-Петербурга в 2001 г., предусмотрено решение задач в области:
– реализации всего комплекса прав и обязанностей Санкт-Петербурга как собственника объектов недвижимости, в частности, их учета, содержания и эксплуатации;
– оптимизации количества объектов управления;
– принятия наиболее оптимальных распорядительных управленческих решений в отношении объектов городской недвижимости, в том числе определения пределов их социального использования (предоставления льгот, передачи в оперативное управление учреждениям, безвозмездное пользование).
Для успешного решения поставленных задач Комитетом по управлению городским имуществом организована работа по созданию полного реестра государственной недвижимости, содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости. Формируются реестры федеральных объектов недвижимости, расположенных на территории Санкт-Петербурга и объектов, составляющих казну Санкт-Петербурга.
Распоряжением председателя Комитета по управлению городским имуществом от 27.02.01 № 298-р утверждены Методика и план-график проведения инвентаризации территорий административных районов Санкт-Петербурга.
Впервые в России, задолго до принятия подобной Концепции на федеральном уровне, была разработана и одобрена Правительством Санкт-Петербурга «Концепция управления государственными предприятиями, учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга как участника в коммерческих и некоммерческих организациях».
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных данной Концепцией, позволила:
– создать систему учета государственных предприятий и учреждений;
– установить порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;
– регламентировать деятельность по принятию решений об участии Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях и представлению интересов города в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Санкт-Петербурга;
– разработать методику анализа деятельности организаций, созданных с участием Санкт-Петербурга, а также порядок сбора, хранения и предоставления информации о них.
В Санкт-Петербурге создана Контрольно-плановая комиссия, основной функцией которой является рассмотрение вопросов использования государственного имущества в интересах города.
Результатом массовой приватизации государственного имущества, пионером которой был Санкт-Петербург, и которая проводилась в Санкт-Петербурге строго в рамках действующего законодательства, стало формирование класса собственников.
В числе новых направлений нынешнего этапа приватизации:
– внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
– преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной собственности;
– продажа находящихся в государственной собственности долей в уставных капиталах хозяйственных обществ;
– продажа движимого имущества действующих государственных предприятий.
|