

Фрегат.

Противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

Эскадренный миноносец.

Универсальное судно дедвейтом 12 000 тонн.
|
|
Еще в предвоенные годы в связи с реализацией программы создания флота началось строительство эскадренных миноносцев с башенной артиллерией. Однако война помешала строительству этой серии, и первый корабль вступил в строй лишь в марте 1945 года. К 1950 году 10 кораблей были достроены по откорректированному с учетом военного опыта проекту 30К. Конструкторские работы, связанные с достройкой этих эсминцев, и разработка нового проекта 30-бис были переданы ЦКБ-53. С этого времени начинается история Северного ПКБ, по проектам которого создана основная часть надводных сил отечественного флота.
К 1960 году по проектам Северного ПКБ были построены 98 эсминцев (в том числе первый в России эсминец, оснащенный противокорабельными ракетами). Многие технические решения, принятые и отработанные на этих кораблях, стали базовыми при создании надводных кораблей следующих поколений.
С 1956 года Северным ПКБ параллельно велась разработка кораблей нового поколения, проектируемых специально для использования ракетного оружия, и впервые в мире был построен корабль, оснащенный как противокорабельным, так и зенитным ракетным оружием (ракетный крейсер «Грозный»).
На больших противолодочных кораблях (серия из 20 единиц, головной – «Комсомолец Украины») была впервые в мире применена всережимная газотурбинная энергетическая установка (1962 год).
К концу 1970-х годов Северное ПКБ разработало проекты эсминца (головной – «Современный»), большого противолодочного корабля (головной – «Удалой»), ракетного крейсера (головной – «Слава») и тяжелого атомного ракетного крейсера (головной – «Адмирал Ушаков»), не имеющего аналогов в мире. В процессе серийного строительства производилась модернизация кораблей, направленная на совершенствование их боевых и технических средств. В результате были созданы такие корабли третьего поколения, как атомный крейсер «Петр Великий», большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», сданный флоту в 1999 году.
Уникальный опыт эксплуатации образцов военно-морской техники российским ВМФ в различных районах мирового океана, от заполярья до экватора, позволил создать корабли, экспортируемые за рубеж и способные эффективно выполнять боевые задачи в любых климатических условиях с учетом национальных особенностей службы экипажей. В практике экспорта продукции Северного ПКБ можно выделить ряд основных направлений:
• проектирование и строительство на российских верфях;
• оказание технического содействия при проектировании с последующим строительством на верфях заказчика.
В 1975 году был заключен контракт на проектирование и строительство на наших верфях фрегатов для Республики Индия. Это послужило толчком для налаживания устойчивых связей с зарубежными партнерами.
В Северном ПКБ ведется большая работа по сотрудничеству с Индией, Вьетнамом, Китаем и другими зарубежными партнерами, имеются устойчивые связи со многими ведущими фирмами мира в области кораблестроения.
В 1997 году был заключен контракт на поставку эсминцев и фрегатов. Корабли базовых проектов, построенные для России, имеют широкие боевые возможности, отличаются высокими мореходными качествами. Заложенные в них инженерные решения послужили платформой для экспортных заказов с современным составом вооружения. По оценкам специалистов эти корабли способны с высокой эффективностью решать широкий круг задач в морской и океанской зоне.
В условиях конверсии, начиная с 1989 года, для сохранения научно-технического потенциала государственное предприятие «Северное ПКБ» стало расширять сферу своей деятельности в области проектирования гражданских судов, близких по техническим решениям к традиционной номенклатуре кораблей, проектируемых в СПКБ.
Усилия, предпринятые коллективом в рамках развития российского судостроения, дали первые результаты. По проектам, разработанным Северным ПКБ, были построены: балкер дедвейтом 6900 тонн, универсальное судно дедвейтом 12000 тонн и химовоз дедвейтом 5800 тонн. Практически все суда этих проектов приобретены иностранными судовладельцами (Германия, Австрия, Эстония).
Опираясь на полученный опыт проектирования и сдачи судов, СПКБ приняло активное участие в реализации программы возрождения российского флота. Результаты проведенных исследований, с учетом пожеланий судовладельцев и возможностей строительства на российских верфях, легли в основу выполнения контрактных проектов:
• специализированного суда-контейнеровоза вместимостью 1000 ТЕИ;
• многоцелевого сухогрузного судна дедвейтом 9000 тонн;
• многоцелевого сухогрузного судна смешанного плавания дедвейтом около 6000 тонн.
Северное проектно-конструкторское бюро более чем за 50-летнюю историю накопило огромный опыт по проектированию надводных кораблей практически всех классов и любого водоизмещения. В условиях конверсии мы смогли сохранить основное ядро коллектива, имеющего высокую квалификацию. Работа в новой экономической ситуации позволяет оперативно сотрудничать с любыми потенциальными заказчиками, максимально учитывая их требования к вооружению и комплектующему оборудованию. Связи СПКБ с зарубежными фирмами, работающими в этой области, дают возможность оперативно учитывать любые пожелания партнера, осуществлять шеф-монтаж и обслуживание техники.
|