Баум Всеволод Александрович
Годес Эммануил Григорьевич, Заслуженный рационализатор РСФСР, к.т.н.
Рубцов Николай Иванович, Заслуженный строитель РСФСР
Ольшевский Геннадий Федорович, Почетный строитель России. Работает в Гидроспецфундаментстрое с 1958 года по настоящее время
Плавкран «Черноморец-31» на строительстве порта в Приморске
Подводный взрыв на расширении канала Выборг – Высоцк
Сборный железобетонный колодец на Нижне-Тагильском МК
Установка ряжевого оголовка на р. Неве для водозабора заводов Невского и турбинных лопаток
Яма для окалины стана-5000 Ижорского завода
Погружение свай-оболочек диаметром 1200 мм
Спускной колодец КНС №6 на правом берегу Невы
|
|
Первоначальное название – Ленинградское строительное управление треста «Бурводстрой». В 1956 г. предприятие было переименовано в Ленинградское специализированное управление и подчинено Московскому тресту «Гидроспецфундаментстрой».
В 1992 г. предприятие вышло из подчинения тресту и стало самостоятельным – Ленинградским специализированным управлением «Гидроспецфундаментстрой», а в 1993 г. преобразовано в Санкт-Петербургское акционерное общество открытого типа «Гидроспецфундаментстрой». В 1996 г., в результате реструктуризации, образовано ЗАО «Гидроспецфундаментстрой», являющееся фактическим преемником предприятия, с аналогичным профилем работ и использованием передовых технологий строительно-монтажных работ.
Большой вклад в становление предприятия, выполняющего сложные специальные строительные работы и успешно работающего на протяжении 55 лет, внесли Баум Всеволод Александрович, начальник управления с 1946 по 1969 г., Заслуженный рационализатор РСФСР Годес Эммануил Григорьевич, главный инженер управления с 1948 по 1978 г., Заслуженный строитель РСФСР Рубцов Николай Иванович, начальник управления с 1969 по 1985 г., Почетный строитель России Ольшевский Геннадий Федорович, начальник управления, генеральный директор с 1985 по 1999 г., работающий по настоящее время техническим директором предприятия.
Более тридцати лет в «Гидроспецфундаментстрое» трудятся заместители генерального директора А. Х. Бармаш, В. Е. Егоренков, начальник ПТО В. А. Беляев.
В первые послевоенные годы на базе Ленинградского инженерно-строительного института предприятием была создана школа мастеров-десятников. 160 выпускников этой школы, демобилизованные военнослужащие, работали на стройках страны.
В 1950 г., впервые в отечественной практике, была разработана и внедрена новая технология забивки свай с использованием в качестве механизма экскаватора. Это позволило в 2–3 раза увеличить производительность, значительно сократить процесс монтажа-демонтажа сваебойных агрегатов, упростить их перебазирование.
Предприятие участвовало в грандиозной стройке 1950-х гг. – Волго-Донского судоходного канала. При сооружении всех 12 шлюзов устроено более 400 водопонизительных скважин глубиной до 25 м, а в поселке Варваровке пробурены артезианские скважины глубиной более 300 м.
В период интенсивного жилищного и промышленного строительства 1960– 1970 гг. объем работ по погружению железобетонных свай достигал 80–100 тыс. куб. м и до 3,5 тыс. т металлического шпунта в год. Опыт предприятия в дальнейшем был использован созданным в Главленинградстрое трестом сваебойных работ №28 и трестом №71 в Главзапстрое.
В этот же период главным инженером предприятия Э. Г. Годесом было предложено в качестве свайного основания фундаментов под жилые дома высотой до 5 этажей использовать малоармированные канализационные трубы диаметром 630 мм вместо сплошных железобетонных свай, что при строительстве жилого массива на Малой Охте дало экономический эффект более 2 миллионов рублей в ценах прошлых лет.
Являясь одним из лидеров в области строительства заглубленных сооружений (опускных колодцев) в Северо-Западном регионе страны, предприятие разработало новую технологию их возведения, которая заключалась в применении крупногабаритных тонкостенных железобетонных плит-оболочек, разборно-переставной опалубки, армокаркасов заводского изготовления.
Были построены заглубленные части Северной, Волковской, Корчминовской водопроводных насосных станций на Неве, яма для окалины диаметром 45 метров и глубиной 26,5 м на Ижорском заводе, а также канализационные насосные станции в Ленинграде, Таллинне, Новгороде, Могилеве, Тарту, Петрозаводске, Мозыре и других городах страны.
Гидроспецфундаментстроем была освоена технология строительства опускных колодцев из сборных железобетонных стеновых панелей. По этому методу сооружены опускные колодцы на Мебельной фабрике в Ленинграде и 3 колодца диаметром 12–16 м, глубиной 10–12 м на металлургическом комбинате в Нижнем Тагиле.
При строительстве Большого дворца спорта (СКК) в Ленинграде под фундаменты здания были погружены составные трубчатые железобетонные сваи диаметром 400–600 мм, длиной 22 м.
В Череповце, Могилеве, Новгороде, Петрокрепости построены речные причалы. Однорядная металлическая шпунтовая перемычка и перемычка из тонкостенных металлических оболочек диаметром 15 м, ограждающих котлован сооружения С-1 от затопления на строительстве защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, также выполнены Гидроспецфундаментстроем. При этом были задействованы собственный технический флот и водолазы.
Построенные на Выборгском судостроительном заводе погружные плавучие морские опоры для разведки нефтяных и газовых месторождений в шельфовой части Северного Ледовитого океана проводились по каналу Выборг–Высоцк, расширением которого занимался Гидроспецфундаментстрой совместно с Ленинградским СУ треста «Союзвзрывпром». При этом был применен новый метод подводной разработки траншей и котлованов в скальных грунтах направленными взрывами. С помощью водолазов укладывались списанные с вооружения Кронштадтской военно-морской базы торпеды, от взрыва которых происходило смещение скального грунта и углубление фарватера канала. Доработка разрыхленной скалы после взрывов до проектных отметок осуществлялась плавучими кранами предприятия.
Уникальная работа по прокладке канализационного выпуска протяженностью 3 тыс. м из полиэтиленовых труб в Пярнуском заливе (Эстония) в начале 1970-х гг. была выполнена впервые в отечественной практике ведения подводно-технических работ. Следует отметить многолетнее творческое содружество с ведущими научно-исследовательскими и проектными организациями: ВНИИГ им. Веденеева, ВНИИГС, Фундаментпроект, Проектгидромеханизация, Гипробум и др.
В 1993–1994 гг. Гидроспецфундаментстрой принимал участие в строительстве Морского глубоководного причала г. Пори в Финляндии. Работа самоходного плавучего крана «Черноморец-31», вызвавшая восхищение финских специалистов-строителей, заключалась в погрузке на свою палубу с берега трех крупногабаритных железобетонных блоков весом до 100 т каждый, в доставке их к месту установки со скоростью до 6 узлов в час на расстояние до 2 миль и в погружении их под воду на глубину до 14 м. Высокая производительность позволила в короткий срок смонтировать причальную стенку из блоков протяженностью 250 м и высотой 16 м.
Предприятие принимало участие в строительстве практически всех промышленных комплексов нашего города и Северо-Западного региона: Ленинградского металлического завода, Кировского и Ижорского заводов, Невского машиностроительного завода, Завода турбинных лопаток, Сясьского ЦБК, «Фосфорит» (Кингисепп), «Азот» (Новгород), Череповецкого металлургического комбината, Киришского НПЗ и др.
Все жилые дома и здания инфраструктуры нового района Кингисеппа стоят на свайных фундаментах, выполненных предприятием.
За последнее десятилетие резко снизились объемы промышленного капитального строительства в городе и области, что привело к значительному сокращению рабочих, служащих и ИТР. Оказались мало востребованными технический флот, механизмы и оборудование.
Однако предприятие смогло сохранить основной костяк рабочих и ИТР, профессиональные качества которых позволяют уверенно вести строительно-монтажные работы по забивке свай и шпунта, опускных колодцев, а также гидротехнические работы с использованием технического флота и водолазов.
В последнее время Гидроспецфундаментстрой успешно ведет работы по сооружению свайных фундаментов под жилье в Санкт-Петербурге и области. Выполняются работы и на промышленных объектах, такие как расширение Петербургского нефтяного терминала. На железобетонных фундаментных плитах со свайным основанием, изготовленных предприятием, смонтированы и введены в строй 7 топливных емкостей, каждая объемом от 15 до 20 тыс. куб. м. Значительный объем работ выполнен на строительстве Санкт-Петербургской кольцевой автомобильной дороги.
Заказчиками предприятия являются крупные фирмы, ведущие жилищное и промышленное строительство: Петербургский нефтяной терминал, ЗАО «Коксохиммонтаж» ЗАО «Жилпромстрой», ПСО «Жилстройинвест», АОЗТ «Стройтрест № 101», ОАО «Энергомашстрой» и др.
Сегодня Гидроспецфундаментстрой нуждается в инвестициях для обновления парка сваебойных механизмов и оборудования, позволяющих повысить конкурентоспособность предприятия.
|