|
|
Со времени основания Санкт-Петербург постоянно подвергается угрозам со стороны морской стихии. Более 300 наводнений испытал город за время своего существования, причем некоторые из них были катастрофическими. Самый высокий подъем воды наблюдался в 1824 году - 412 см выше ординара, в 1924 году - 369 см; был ряд и других высоких подъемов воды. Каждое из наводнений наносило городу непоправимый урон, унося человеческие жизни, причиняя ущерб имуществу и инфраструктуре. История Санкт-Петербурга насчитывает несколько сот предложений, проектов и попыток справиться со стихией.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 августа 1979 года было решено «обеспечить в 1979 - 1990 годах строительство и ввод в действие сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений протяженностью 25,4 километра в составе каменно-земляных дамб, двух судопропускных сооружений, водопропускных сооружений, а также автомобильной дороги по защитным сооружениям». Функции генерального подрядчика были возложены на Минэнерго СССР и Минтрансстрой СССР.
Созданное в 1979 году приказом Минэнерго СССР Управление «Ленгидроэнергоспецстрой» в феврале 1987 года было преобразовано в Производственное строительно-монтажное объединение (ПСМО) «Ленгидроэнергоспецстрой» при Ленгорисполкоме, решением которого от 4 мая 1987 года на ПСМО «Ленгидроэнергоспецстрой» были возложены функции единого генподрядчика по строительству комплекса защитных сооружений (КЗС) Ленинграда от наводнений и общей координации работ по всему комплексу строительства КЗС.
7 марта 1995 года Распоряжением Правительства РФ № 310-р решено преобразовать ПСМО «Ленгидроэнергоспецстрой» в государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения производственными базами строительства сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений, - ГП «Ленгидроэнергоспецстрой».
За истекший период генподрядчиком «Ленгидроэнергоспецстрой» с помощью субподрядчиков построены карьерные хозяйства и мощные стройбазы на стройплощадках «Горская», «Котлин», «Бронка».
В состав стройбазы «Горская» входят: бетонный завод производительностью 170 тыс. куб. м в год бетонной смеси, база сборного железобетона производительностью 30 тыс. куб. м в год, арматурное хозяйство производительностью 13 тыс. тонн в год, причальные сооружения с длиной причального фронта около 1 км при глубине дна 5 м, база технического флота, автотранспортное предприятие, железнодорожное хозяйство с подъездными путями к причалам и складам горной массы, щебня и песчано-гравийного грунта, база механизации с парком землеройной техники, крановым хозяйством и другими строймеханизмами.
Стройбаза «Котлин» имеет бетонный завод производительностью 340 тыс. куб. м в год, арматурное хозяйство производительностью 13 тыс. тонн в год, автотранспортное предприятие, базу механизации, расположенные в 1 км от главного морского канала причальные сооружения с длиной причального фронта 265 м при глубине дна у причала 5 м.
В стройбазу «Бронка» входят железнодорожные пути и прирельсовые склады горной массы и песчано-гравийного грунта, бетонный завод производительностью 170 тыс. куб. м в год, арматурное хозяйство производительностью 6,5 тыс. тонн в год, автотранспортное предприятие и база механизации.
При строительстве уникального комплекса защиты Санкт-Петербурга (КЗС) от наводнений выполнены значительные работы:
• стоимость выполненных строительно-монтажных работ (в ценах 1984 года) - 616 млн руб.;
• выемка грунта - 17 млн куб. м;
• насыпь грунта - 16,5 млн куб. м;
• укладка бетона и железобетона - 840 тыс. куб. м;
• монтаж металлоконструкций - 8,2 тыс. тонн;
• монтаж оборудования - 19 тыс. тонн.
В 1984 году был введен в эксплуатацию сухопутный проезд на остров Котлин (Кронштадт), в 1988 году - сооружения регулирования проточности в Северных воротах Невской губы. В настоящий момент сооружения КЗС возведены в объеме 67 - 70% проекта.
На строительстве широко использовались передовые методы и технологии производства работ: уплотнение слабых водонасыщенных глинистых грунтов оснований с помощью установки геодрен, ускоряющих процесс консолидации грунта; уплотнение грунтов взрывами; устройство буронабивных свай для опор мостов и водопропускных сооружений; применение бетоноукладочных комплексов «Суперсвингер» и «Критер кран»; гидромеханизированные методы добычи и укладки песков в тело защитных дамб и образование территорий стройбаз; введен перспективный метод строительства железобетонных сооружений наплавными блоками на водопропускных сооружениях В-4, В-2 и тому подобные методы строительства.
Однако следует отметить, что нынешние преобразования в стране безжалостно отразились и на строительстве КЗС. В результате приватизации ПСМО «Ленгидроэнергоспецстрой» было расчленено на ряд акционерных обществ узкого строительного профиля, которые постепенно стали недееспособными и потеряли связь со строительством комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
В настоящее время руководством строительства при содействии Правительства России принимаются меры по воссозданию мощной строительной организации ГП «Ленгидроэнергоспецстрой» с оснащением её современной строительной техникой - с целью обеспечения работ по завершению строительства комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений.
|