Детская больница на 300 коек в г. Колпино
Жилой дом на пересечении Богатырского и Коломяжского проспектов
Жилой дом. г. Пушкин, квартал 6
Жилой дом. г. Пушкин, квартал 6
Жилой дом. Рыбацкое, квартал 9, корпус 13
Жилой дом. Моховая ул., 7
Жилой дом. Торжковская ул., 15
Проект. Баня на 140 мест. Квартал 37 ЮРВ, корпус 22
Проект. Храм Пресвятой Троицы, г. Колпино, квартал 18А
Проект. Жилой дом, ул. Восстания, 8-А (конкурс, III премия)
Проект. Жилой дом. Квартал 49 СМР, корпус 47
Проект. Реабилитационный центр при детском доме-интернате №1, г. Петродворец, ул. Воровского, 12
Проект. Реконструкция инженерного корпуса под жилой дом, г. Петродворец, Разводная ул., 12
|
|
За 10 с небольшим лет своего существования мастерская внесла существенный вклад в формирование многих районов Петербурга и его пригородов. Особенностью ее стиля является стремление развивать традиции ленинградской-петербургской архитектурной школы. Деятельность мастерской и тенденции ее развития лучше всего характеризуют слова ее руководителя: «Наступило время архитектуры, появились истоки новых течений и направлений, которые способствуют возникновению в нашем городе действительно уникальной архитектуры зданий, присущей только Петербургу». Впечатляющим примером может служить комплекс детской больницы в Колпино. Это уникальное сооружение, настоящее произведение искусства, настолько выразительна его пластика, даже своеобразная «скульптурность» форм, разнообразна, логична и убедительна компоновка объемов. Комплекс естественно разместился на большом, свободном от застройки пространстве, стал его доминантой. Его интересно изучать с разных точек, находя новые ракурсы и взаимосвязи. В дореволюционной петербургской практике строительства медицинских зданий не было равного этому комплексу по выразительности образа и всей объемно-планировочной композиции.
Чрезвычайно сложная задача – вписать новое здание в историческую среду и ликвидировать нелепый пустырь на углу набережной Фонтанки и Моховой улицы – была решена в завершенном в 2000 г. крупном жилом доме на углу улиц Белинского и Моховой. Стоит упомянуть и недавно завершенные М. И. Лапшиной проектные проработки жилого дома на улице Восстания, по соседству со зданием Павловского женского сиротского института (дом № 8). Несомненно, в этом проекте имеет место весьма тонкое проникновение в дух старого города, опыт строительства дома на Моховой. В то же время это вполне современное здание, а не стилизация, часто встречающаяся в последнее время.
Недавно завершенное здание на Торжковской, 15 – важная доминанта, обогатившая вид улицы и всего прилегающего пространства. Это современный дом крупного масштаба, из трех секций, средняя из которых, в 16 этажей, является важным композиционным акцентом. С постройкой этого дома можно говорить об индивидуальном облике еще недавно новой улицы. Это один из лучших домов города последних лет. Если в предыдущих случаях необходимо было включить новые здания в исторический пейзаж, то здесь М. И. Лапшина дает принципиально иное и вполне оправданное решение: дом, активно влияющий на среду. Несомненной удачей является жилой дом в Рыбацком на Караваевской улице, близ поймы реки Славянки. Дом украсил застройку квартала, внес в нее свежую, острую ноту. Особую привлекательность десятиэтажному дому придают выразительный силуэт и сочная пластика фасадов – дом кажется словно вылепленным.
Один из крупнейших жилых комплексов, созданных в мастерской, уже привычно называют БКА: он расположен между Коломяжским и Богатырским проспектами и Аэродромной улицей. П-образный в плане грандиозный комплекс состоит из 12 блоков-секций разной высоты (5-9-12-16-19-23 этажа), что придает ему динамику и выразительность. Дом-комплекс с крупными, хорошо проработанными в массах и деталях формами активно участвует в формировании общественного центра района, в который войдут кинотеатр и телецентр. Новый жилой комплекс, находясь на пересечении магистралей общегородского значения, становится важным звеном городского масштаба и даже в большей степени, чем дом на Торжковской улице. Скошенные углы позволяют плавно вписать дом в обширное пространство. Угловой 23-этажный корпус – важнейший композиционный элемент. В арочных лоджиях и стройных, на всю высоту, эркерах, в ритмике строгих, уверенно нарисованных объемов и плоскостей отчетливо проявились творчески переосмысленные приемы петербургского зодчества. В отделке фасадов применен красный и светлый лицевой кирпич. Внизу – известняковый камень.
Почерк мастерской нетрудно обнаружить в монументальном 16-этажном доме на углу Комендантского проспекта и Долгоозерной улицы. Его мощный объем явно доминирует в пространстве, выгодно отличаясь от довольно однообразной застройки. Строгий, без стилизации и новомодных элементов, этот дом, полностью облицованный красным кирпичом, можно рассматривать как достопримечательность района. Простыми средствами создан убедительный художественный образ.
В мастерской уделяют особое внимание отделке (разные виды лицевого кирпича в сочетаниях с естественным камнем), которая, наряду с градостроительными и объемно-планировочными качествами, подчеркивает пластику фасадов, выделяет главные узлы.
Жилой дом в квартале 28 в районе Озера Долгое (улица Ильюшина – Комендантский проспект) благодаря 22-этажному угловому объему является доминантой обширного пространства. Здесь также весьма тщательно проработана вся объемно-планировочная структура. Дом состоит из 3 секций по 18-22 этажей. В композиции фасадов, как и прежде,– тактично примененные элементы петербургского зодчества. Большие обобщенные формы и плоскости обогащены отделкой светлым и красным лицевым кирпичом, что повышает пластическую и декоративную характеристику дома, завершенного в 2001 г.
Органично вписался в историческую среду г. Пушкина жилой комплекс из 4-х корпусов, один из которых (3-этажный с мансардой) ориентирован на Октябрьский бульвар. Остальные корпуса в глубине квартала – 4-этажные с мансардами. Расположенный между Церковной, Новой и Леонтьевской улицами жилой комплекс включает в себя 3-4-секционные объемы с улучшенной планировкой. Единству с окружающей застройкой способствует не только сдержанная пластика фасадов, но и применение лицевого кирпича, естественного камня и металлочерепицы – материалов, традиционных для Царского Села.
Вчерне завершено строительство здания Хосписа на Гражданском проспекте близ больницы св. Елизаветы, на участке между Светлановским и Северным проспектами. В этом проекте большое значение имеет разработка благоустройства территории, организации пешеходных и транспортных связей, стоянок транспорта, т. е. всего того, что так необходимо, учитывая особое назначение здания.
В Петергофе, на улице Воровского, 12, будет возведено крупное здание реабилитационного центра при детском доме-интернате № 1. Еще в конце 1960-х гг. здесь было построено для тех же целей здание по проекту арх. М. Я. Климентова, типичное для того времени. Новый корпус наглядно демонстрирует новые тенденции в архитектурной практике, связанные с поисками более выразительного образного решения сооружений подобного назначения. Здание современно и в то же время имеет петербургско-ленинградские корни, и в этом его достоинство. Это классика конца XX века. Здесь предусмотрены пандусы (внутри и снаружи), комплексное благоустройство территории, включая зоны для различных занятий и отдыха. В симметричной композиции здания обращает внимание соединение в одном блоке двух 3-этажных жилых корпусов с центральным 2-этажным учебно-производственным и культурно-оздоровительным корпусами.
В виде многофункционального, отлично спланированного комплекса задуман религиозно-благотворительный центр с храмом Св. Троицы в Колпино на Октябрьской улице. Живописный по конфигурации и силуэту, он несомненно станет одним из главных украшений этого города.
Ясность и цельность облика, компактность отличают проект бани на 140 мест в Купчино (Купчинская ул.). Это пример того, как сравнительно небольшое утилитарное здание способно обогатить облик застройки, состоящей из жилых домов. В 3-этажном здании предусмотрены отдельные входы для каждой группы 8 отделений и оздоровительного комплекса. Здесь проявляется новый подход к проектированию бань как важных объектов общественного назначения.
Особенность проекта жилого комплекса в квартале 10 на Гражданском проспекте – композиция из двух отдельно стоящих корпусов с разноэтажными секциями (15, 17, 20, 21 и 23 этажа). Две 23-этажные секции – доминанты всей объемно-пространственной композиции, 3-этажная автостоянка рассчитана на 300 автомашин. Как и во всех проектах мастерской, здесь уделено внимание благоустройству прилегающих территорий.
В практике мастерской, богатой и разнообразной, есть примеры реконструкции старых зданий. Так, незавершенный инженерный корпус в Петергофе на Разводной улице, 12 предложено преобразовать в многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными арендными помещениями. Соседство Ольгина пруда, ответственное положение предопределили более насыщенное пластическое и декоративное решение 8-секционного дома с четко выраженными членениями.
Среди проектов, разработанных в мастерской,– жилые дома в разных районах города, торгово-бытовой комплекс в Кронштадте и четырехсекционный дом там же, на улице Станюковича, больница и детская поликлиника в Киришах, ряд значительных проектов медицинских зданий в Коломягах. Все эти проекты лишены казенности и стандартности, в каждом – стремление найти характерное, индивидуальное решение, соразмерное человеку. У каждого объекта – свой заказчик, со своими вкусами, но коллектив проектирует и строит в соответствии со своими принципами. Стиль мастерской определился вполне отчетливо и ясно.
Конечно, разработка и реализация такого числа разнообразных проектов была бы немыслима без хорошо налаженной работы сравнительно небольшого коллектива. В его составе: главный инженер проектов М. В. Белова, главный архитектор проектов Д. Я. Томилло, архитекторы: рук. группы И. А. Данилова, В. В. Васильева, ведущие архитекторы Е. А. Чмых и И. А. Груничев, архитекторы: Р. В. Андреева, О. Ю. Медоляк, А. В. Лавриненко, конструкторы: Г. Н. Крючкова (главный конструктор), рук. группы М. И. Исаченко, И. А. Никулина, И. А. Грачева, И. И. Смирнова, В. В. Ливанский, И. Л. Малхазова. Руководитель мастерской и сотрудники постоянно осуществляют авторский надзор за постройками: это очень важная часть работы коллектива.
|