![](base/62/10.jpg)
![](base/62/2.jpg)
![](base/62/5.jpg)
|
|
Основателем учреждения является известный русский мореплаватель адмирал Константин Николаевич Посьет (1819 – 1889), бывший в 1880-е годы министром путей сообщения. Комиссией при министерстве была разработана первая программа развития путей сообщения страны, утвержденная Александром III в 1885 году и успешно выполненная. Инженерами-проектировщиками были разработаны и реализованы проекты по модернизации, расширению и новому строительству морских торговых портов, в числе которых Архангельский, Петербургский, Кронштадтский, Ревельский, Рижский, Одесский, Николаевский, Херсонский, Новороссийский, Ялтинский, Феодосийский, Таганрогский, Севастопольский, Керченский, Батумский, Туапсинский.
После Октября 1917 года Строительная часть была реорганизована в Отдел торгового портостроения Комитета государственных сооружений. Отделом была разработана проектная документация по восстановлению разрушенных в I мировую войну морских портов, велись проектно-изыскательские работы по строительству Мурманского, Кандалакшского, Диксонского портов, велись инженерные изыскания в зоне Балтийского моря, Северного Ледовитого океана, в устьях Печоры и Индиги и других регионах.
В 1924 году Отдел торгового портостроения был реорганизован в Бюро по проектированию морских торговых портов, а в 1929 году – в Управление по изысканиям и проектированию портов Севера и Запада, на основе которого в 1931 году был создан Государственный институт проектирования и изысканий на водном транспорте (Гипроводтранс). Институт был преобразован в 1939 году в Ленинградскую проектно-изыскательскую контору «Ленморпроект».
В 1941 – 1944 годах из эвакуации институт руководил проектно-изыскательскими экспедициями в Архангельске, Мурманске и Гурьеве. После войны основная работа Ленморпроекта была направлена на создание проектно-конструкторской документации по восстановлению разрушенного портового хозяйства и других береговых объектов морского транспорта. При реконструкции Ленинградского порта впервые в отечественном портостроении был разработан комплексный проект с использованием появившихся в то время портальных кранов и автопогрузчиков. Проект впоследствии стал образцом для переоборудования портового хозяйства страны. Тогда же при реконструкции Рижского порта впервые в мировой практике была применена крановая схема механизации с широким одноэтажным однорамным прикордонным складом. Первой крупной работой Ленморпроекта по созданию в морских портах высокопроизводительных механизированных и частично автоматизированных установок для перегрузки навалочных грузов стало строительство в 1955 году в Мурманском порту комплекса для перегрузки апатитового концентрата из железнодорожных вагонов в морские суда.
В 1960 году Ленморпроект был преобразован в филиал Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта – Ленморниипроект. К наиболее значительным объектам, сооруженным по проектам института в те годы, следует отнести контейнерные терминалы в Архангельском, Ленинградском и Рижском портах. В 1970 – 1980-х годах Ленморниипроектом был разработан проект первой в стране глубоководной нефтегавани в Вентспилсе. Во второй половине 1970-х годов Ленморниипроект возглавил работу по проектированию Олимпийского центра парусного спорта в Таллинне. По проекту была возведена набережная вдоль Таллиннского залива и гавань для килевых яхт, шверботов и др. судов. Олимпийский центр был удостоен Госпремии СССР. Новым направлением в производственной деятельности института стало участие во внедрении в отрасли автоматизированных систем управления (АСУ).
В 1960-е годы Ленморниипроект начал участвовать в международных проектах: проектирование по заказу Норвежского правительства причалов на острове Шпицберген, работы в портах Сомали, Вьетнама, Йемена. Были выполнены изыскания, созданы проекты и осуществлен авторский надзор за реконструкцией и строительством портовых сооружений на Кубе, разработаны проекты реконструкции портов в Кабо-Верде. Ленморниипроект хорошо известен финским строительным фирмам по участию в строительстве гидротехнических сооружений на Сайменском канале, по изыскательским и проектным работам для порта в г. Пори, по проекту 45-км судоходного канала Кейтеле-Пяйянне.
В 1993 году институт был преобразован в Открытое акционерное общество «Ленморниипроект» по проектированию, изысканиям и научным исследованиям в области морского транспорта. Расширилась сфера деятельности института – как географически, так и по номенклатуре выполняемых работ: разработка бизнес-планов, экспертная оценка недвижимости, транспортных средств и оборудования, разработка тендерной документации на подрядные работы и закупку оборудования. Ленморниипроект выполняет все виды экономических исследований и расчетов от технико-экономического обоснования инвестиций до создания рабочей документации; все виды инженерных изысканий, включая подводные; проектирование гидротехнических сооружений; проектирование всей наземной инфраструктуры и инженерных сетей; экологическое обоснование места размещения объекта строительства или реконструкции; обоснование проектных решений с оценкой воздействий на окружающую среду.
Ленморниипроект сотрудничает с целым рядом зарубежных компаний и принимает участие в международных программах. Среди иностранных партнером института: финская фирма Roxon, американские фирмы Knight Industrial Equipment, Enco Engineering и Dome Technology. В последние годы были выполнены работы в тесном контакте с голландскими фирмами Dynamar Port Consultancy, Frederic R. Harris, Tebodin и немецкой фирмой DE-Consult. Плодотворно развивается сотрудничество с фирмой Haskoning B. V. (Нидерланды) по программе очистки рек и каналов Санкт-Петербурга. Специалисты Ленморниипроекта участвуют в большинстве проектов в рамках программы ТАСИС, касающихся развития морского транспорта России.
В настоящее время по проектам института ведется строительство новых портов в Финском заливе (Усть-Луга, Приморск), выполняются работы по развитию портов в Высоцке и Выборге, разрабатывается проект реконструкции Калининградского порта и проект нового нефтяного района в Туапсе, продолжаются работы в Вентспилсе и Новороссийске.
В Санкт-Петербурге Ленморниипроект выполняет функции генерального проектировщика Санкт-Петербургского портового транспортного узла. Осуществляет авторский надзор за строительством судопропускных сооружений «Комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений».
Сохраняя кадровый состав и совершая существенные капиталовложения в развитие производства и обновление научно-прозводственной базы, ОАО «Ленморниипроект» представляет сегодня устойчивую в финансовом отношении организацию. За 1998 год объем выполненных институтом работ примерно в 1,5 раза превысил результат 1996 года, в 2,5 раза выросла прибыль; при сохранившемся кадровом составе постоянно растет уровень зарплаты работников. Большая часть акций Ленморниипроекта принадлежит работникам института, 20% – государству и 16% – частным российским компаниям. Реестродержателем является ЗАО «Петербургская центральная регистрационная компания».
Деловая репутация института позволяет с каждым годом расширять область его деятельности как на отечественном рынке проектных услуг, так и за его пределами.
|