Коллектив руководителей института
Теплосантехнический отдел
Сметный отдел
Экспертно-технический отдел (проектный кабинет)
Отдел выпуска проектов
Станция «Чкаловская», внешний вид
Отдел трассы
Станция «Спортивная»
Северомуйский железнодорожный тоннель, БАМ
Мацестинский автодорожный тоннель
|
|
У истоков «Ленметрогипротранса» стоял «Ленметропроект», основанный в 1946 г. как филиал московского института «Метропроект» для проектирования Ленинградского метрополитена. В 1977 г. «Ленметропроект» реорганизован в Ленинградский государственный проектно-изыскательский институт транспортного строительства «Ленметрогипротранс». В 1984 г. приказом по Минтрансстрою утвержден головной организацией по проектированию горных железнодорожных и автодорожных тоннелей. В 1993 г. институт был реорганизован в акционерное общество. В 1997 г. переименован в ОАО «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс».
ОАО «Ленметрогипротранс» осуществляет комплексное проектирование метрополитенов, тоннелей и других подземных и наземных сооружений, включая инженерные изыскания (геологические и геодезические) для обоснования строительства; проектирование трассы; проектирование конструкций перегонных тоннелей, станций, других сооружений; проектирование электроснабжения, вентиляции, водоснабжения; различных способов связи и автоматизации; разработку проектов организации строительства. Осуществляется архитектурное проектирование, реставрация и реконструкция зданий и сооружений, в том числе исторических застроек; составление сметной документации на строительство; научно-исследовательские работы по сопровождению основных разделов проектирования и мониторинг объектов при строительстве и эксплуатации; экспертиза проектной документации, разработанной другими фирмами.
Деятельность института осуществляется на основании полученных лицензий Госстроя России, Госгортехнадзора России, ГУ противопожарной службы, Управления ФСБ России и распространяется на всю территорию страны, в том числе на территории с особо сложными геолого-климатическими условиями.
Основными заказчиками ОАО «Ленметрогипротранс» являются ГУП «Петербургский метрополитен», Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Администрации СПб, Управление по строительству метрополитена администрации Казани, СПб ГУ «Дирекция транспортного строительства», ГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автодорог Черноморского побережья» Министерства транспорта РФ, ООО «НПО «Космос», ГУП «Восточно-Сибирская железная дорога», ФГУП «Северо-Кавказская железная дорога МПС РФ», ГУП «Челябметротрансстрой».
В структуре института – научно-исследовательский отдел, 9 производственных отделов, отдел автоматизации проектирования, экспертно-техническая служба. Работают более 200 специалистов, в том числе 2 доктора и 5 кандидатов технических наук, 5 научных сотрудников. У института – 2 здания общей площадью более 5000 кв. м, производственная база с механическими мастерскими, изыскательская партия, лаборатория геофизических исследований и полевая гидрохимическая лаборатория.
В институте разработаны программы по расчету плана и трассы линии метрополитена, тоннельных обделок на сейсмостойкость, горное давление и гидростатику, несущей способности железобетонных элементов, сметная система и т. п. Имеется современное программное обеспечение – Autocad 14 rus и Autocad 2002 rus, CAD OVERLAY ESP v. 7.0, CREDO, RUPS-01, VOLNA и др. Рабочие места оснащены современными компьютерами, объединенными в локальную сеть, отдел выпуска проектов и отдел автоматизации проектирования оснащены плоттерами, ксероксами, светокопировальными аппаратами, переплетными машинами. Лаборатории оснащены цифровой модульной сейсмостанцией, электроразведочной и регистрационной аппаратурой, современными светодальномерами, нивелирами и теодолитами и другими приборами. Изыскательская база оснащена буровыми установками.
ОАО «Ленметрогипротранс» является членом корпорации «Трансстрой», Тоннельной ассоциации России, Ленинградской ассоциации проектных организаций, Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС»; Ассоциации «Инвестстройметро».
По проектам института построены и эксплуатируются линии метрополитена в Санкт-Петербурге общей длиной в двухпутном исчислении 98,6 км с 58 станциями; линия Новосибирского метрополитена; более 50 железнодорожных, автодорожных, гидротехнических и коммунальных тоннелей протяженностью более 150 км (на Дальнем Востоке, Урале, Кавказе, Кольском полуострове, в Сибири, а также в Сирии). Проектируются и строятся линии метрополитена в Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Челябинске, Красноярске, тоннели первой очереди Кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге, на автодороге Адлер – Красная Поляна, автодорожные тоннели обхода в Сочи.
Высокий технический уровень проектных решений, использование новейших научных разработок, а также высококвалифицированные и преданные делу специалисты обеспечили успешное строительство таких объектов, как Рокский тоннель на высоте 2200 м над уровнем моря на автодорожной магистрали в Грузию; уникальный подводный автодорожный тоннель на Канонерский остров под Морским каналом в Санкт-Петербурге, сооруженный методом погружения наплавных тоннельных секций; тоннели БАМа, в том числе самый длинный в России Северомуйский тоннель, двухъярусная односводчатая пересадочная станция «Спортивная» на две линии Санкт-Петербургского метрополитена (пущена в эксплуатацию в августе 1997 г.).
Специалисты института приняли участие в создании механизированного комплекса, с помощью которого достигнута рекордная скорость проходки – 1253 м/месяц, и в разработке нового типа обделки из гладких блоков, обжатых на породу. Начиная с 1970-х гг. они нашли широкое применение при сооружении перегонных тоннелей метрополитена. На второй и третьей линиях метрополитена Санкт-Петербурга задолго до появления аналогов за рубежом построены станции с автоматически закрывающимися дверями, отделяющими боковые тоннели от среднего станционного.
Инженерами «Ленметрогипротранса» предложены такие передовые конструкции и технологии, как обделка из шлакокаменного литья, по своим параметрам практически заменяющая чугунную; новые сейсмостойкие конструкции обделок – двухслойные, которые успешно применены на Северомуйском тоннеле; новые конструкции и технологии по станциям мелкого заложения; проект струйной вентиляции автодорожных тоннелей; новая конструкция пути и контактного рельса в тоннелях метро для снижения шума и вибрации; проекты шахтных подъемов и других механизмов для транспортировки грунта и материалов, а также сборки конструкций. Ведется отработка всех элементов новой концепции автоматизированного управления метрополитеном.
Особое место в ряду наиболее сложных задач, реализованных коллективом института, занимает Северомуйский железнодорожный тоннель.
5 декабря 2003 г. открыто регулярное движение по Северомуйскому тоннелю БАМа – одному из сложнейших и самых длинных железнодорожных тоннелей подобного рода в стране, его протяженность 15,34 км. В тридцатилетней истории проектирования и строительства Байкало-Амурской магистрали протяженностью 3100 км поставлена точка. Коллектив института участвовал в проектировании десяти тоннелей БАМа, в том числе и Северомуйского, практически с самого начала – начиная с 1969 г. В 1977 г. для решения возросших задач и приближения проектировщиков к стройке в Северобайкальске был образован из специалистов института филиал – «Бамтоннельпроект».
Северомуйский тоннель – это уникальное инженерное сооружение. Отличают его экстремально сложные климатические и инженерно-геологические условия строительства. Треть длины тоннеля приходится на активные разломы с мощными притоками подземных вод, сейсмичность района строительства – до 9 баллов по шкале Рихтера, зимняя температура в зоне тоннеля понижается до –56°С. Вечная мерзлота в месте прокладки тоннеля соседствует с термальными водами, температура которых достигает +50°С.
Все это потребовало особого подхода к проектированию и строительству Северомуйского тоннеля. Многие инженерные задачи приходилось решать по ходу дела. Для сооружения тоннеля применялись специальные способы ведения работ и конструкции: инъекционное закрепление грунтов, комплексное водопонижение, новые бесскважинные геофизические методы обнаружения зон нарушений грунтов впереди забоя, новые двухслойные сейсмические конструкции обделок.
«Ленметрогипротрансом» совместно с Санкт-Петербургским Горным государственным институтом им. Г. В. Плеханова создана система обеспечения микроклимата тоннеля: вентиляция, подогрев воздуха, автоматизированные припортальные ворота.
Проектирование Северомуйского тоннеля и других 9 тоннелей БАМа для института «Ленметрогипротранс» – это реализация накопленного отечественного и мирового опыта тоннелестроения, это решение сложнейших инженерных задач в максимально сжатые сроки.
84 специалиста института награждены медалью «За строительство БАМ», несколько человек орденами, 4 человека стали лауреатами премии СССР за проектирование Северомуйского тоннеля: это генеральный директор Н. И. Кулагин, главный инженер А. И. Салан, зам. генерального директора по НИР К. П. Безродный, главный инженер проекта М. Л. Покрывалов.
Научно-исследовательский отдел ОАО «Ленметрогипротранс» осуществляет геотехнический мониторинг на Северомуйском тоннеле, Большом Петлевом железнодорожном тоннеле (г. Туапсе), на станции метро «Комендантский проспект» (СПб), объекте «Размыв» между станциями метрополитена «Площадь Мужества» и «Лесная» (СПб). Проводятся инженерно-изыскательские геофизические работы для строительства и реконструкции авто- и железнодорожных тоннелей: Манского и Крольского (Красноярский край), Кипарисового (под Владивостоком), Новороссийского (под Анапой) и тоннелей в Северной Корее.
Многие проекты института, отмеченные Государственными премиями СССР, премиями Совета Министров СССР, нашли всеобщее признание и служат основой для дальнейшего прогресса отечественного метро- и тоннелестроения. Инженеры института имеют 25 патентов и 49 авторских свидетельств на изобретения. Четыре специалиста института имеют почетное звание «заслуженный строитель России». Десяти специалистам присвоено звание «почетный транспортный строитель» В коллективе есть «заслуженный геолог».
ОАО «Ленметрогипротранс» активно принимает участие в тендерах, международных конгрессах и симпозиумах, выставках.
С 1998 г. «Ленметрогипротранс» по итогам Всероссийского конкурса на лучшую проектно-изыскательскую организацию входит в первые 50 лучших организаций России.
ОАО «Ленметрогипротранс» разрабатывает и внедряет СМК на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
|