Г. А. Товстоногов, народный артист СССР, лауреат Государственных премий
Здание театра. Начало XX века
Здание театра, 1990-е гг.
80-летие БДТ им. Г. А. Товстоногова. Открытие подсветки моста и здания театра, 15 февраля 1999 г.
БДТ им. Г. А. Товстоногова. Парадная лестница и фойе
|
|
Осенью 1918 г. комиссар по делам театров М. Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы – так первоначально назывался БДТ. Формирование труппы было поручено известному актёру Н. Ф. Монахову, взявшему за основу два театральных коллектива: организованный в 1918 г. Театр трагедии под руководством Ю. М. Юрьева и Театр художественной драмы, возглавляемый А. Н. Лаврентьевым. Председателем директории Большого драматического был назначен А. А. Блок. Главным идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький. Выдвинутый им горделивый лозунг «Героическому народу – героический театр!» получил воплощение в репертуаре театра. На сцену БДТ вышли герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Ценой собственной жизни они утверждали идеи человечности, мужества и благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира.
В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники: вышедшие из объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа и М. В. Добужинский, архитектор-монументалист В. А. Щуко и др. Именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.
В начале 1920-х гг. «музыка революции» постепенно стала стихать. В театр приходили новые режиссёры: Н. В. Петров, К. П. Хохлов, П. К. Вейсбрем, они приводили за собой и новых художников – Ю. П. Анненкова, М. З. Левина, Н. П. Акимова, В. М. Ходасевич, В. В. Дмитриева. Приняв от А. А. Блока символическую эстафету, в 1923 г. литературную часть возглавил А. И. Пиотровский. На афише театра появились пьесы современных драматургов: Н. Ф. Погодина, А. М. Файко, Ю. К. Олеши, Б. А. Лавренева, М. Горького.
Премьеров 1920-х гг. – великолепного Ю. М. Юрьева, знаменитого в прошлом кумира оперетты, оказавшегося актёром мощного драматического темперамента Н. Ф. Монахова, звезду немого кино В. В. Максимова – в 1930-е гг. сменяют А. И. Лариков, В. П. Полицеймако, В. Я. Софронов. Приходят Е. М. Грановская, О. Г. Казико, В. Т. Кибардина.
На протяжении 1930–1950-х гг. в БДТ сменилось несколько главных режиссеров. В 1919–1922 и 1923–1929 гг. театр возглавлял А. Н. Лаврентьев, в 1929–1934 – К. К. Тверской, в 1934–1936 – В. Ф. Фёдоров, в 1936–1937 – А. Д. Дикий, в 1938–1940 – Б. А. Бабочкин, в 1940–1946 – Л. С. Рудник, в 1946–1949 – Н. С. Рашевская, в 1950–1952 – И. С. Ефремов, в 1922–1923 и 1954–1955 – К. П. Хохлов.
В феврале 1956 г. в качестве главного режиссёра в театр пришёл Георгий Александрович Товстоногов, и в истории БДТ началась новая эпоха. Товстоногов создал театр, который на протяжении трёх десятилетий неизменно оставался одним из фаворитов отечественного театрального процесса. Напористость мысли, сценическая правда соединялись с яркостью театральной формы и составляли магическую притягательность его спектаклей. Созданные Товстоноговым сценические шедевры – «Идиот», «Варвары», «Лиса и виноград», «Пять вечеров», «Горе от ума», «Три сестры», «Мещане», «Ревизор», «Ханума», «История лошади», «Три мешка сорной пшеницы», «Тихий Дон», «Дядя Ваня», «На всякого мудреца довольно простоты», «На дне», стали эпохальными событиями отечественной театральной культуры, вошли в золотой фонд русского драматического искусства. Умение чутко слушать время, безупречная точность в выборе репертуара, глубина и неожиданность трактовки наряду с мастерским воплощением замысла обеспечивали неизменно высокий творческий результат.
Г. А. Товстоногов собрал ансамбль уникальных актёрских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И. М. Смоктуновскому, О. И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т. В. Дорониной, С. Юрского, Е. З. Копеляна, П. Б. Луспекаева, П. П. Панкова, Э. А. Поповой, В. И. Стржельчика, В. П. Ковель, В. А. Медведева, М. В. Данилова, Ю. А. Демича. Более сорока лет в Большом драматическом творил великий русский актёр Е. А. Лебедев. Поныне играют К. Ю. Лавров, А. Б. Фрейндлих, О. В. Басилашвили, Л. И. Макарова, Н. Н. Трофимов, З. М. Шарко, В. М. Ивченко, Н. Н. Усатова, Е. К. Попова, Г. П. Богачёв, А. Ю. Толубеев, Г. А. Штиль, Л. И. Малеванная, Л. В. Неведомский.
В 1964 г. театру было присвоено звание Академического.
В 1970 г. открыта Малая сцена.
С 1992 г. БДТ носит имя Георгия Александровича Товстоногова.
Сегодня с Большим драматическим сотрудничают ведущие режиссёры отечественного и мирового театра: Т. Н. Чхеидзе, Г. И. Дитятковский, Э. Нюганен, А. Я. Шапиро, Н. Н. Пинигин, Г. М. Козлов, А. Н. Максимов.
В репертуаре БДТ им. Г. А. Товстоногова – произведения русской и мировой классики: «Лес», «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Федра» Ж. Расина, «Макбет» У. Шекспира, «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу, «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо, «Отец» А. Стриндберга; комедии современных российских авторов – «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова и «Кадриль» В. Гуркина. Современная зарубежная пьеса представлена произведениями Т. Стоппарда «Аркадия», Э.-Э. Шмитта «Загадочные вариации», Я. Реза «ART», Н. Саймона «Калифорнийская сюита», Р. Харвуда «Костюмер».
В БДТ трудятся высококвалифицированные мастера, владеющие специфическими, сугубо театральными профессиями. В единении всех творческих усилий видел Г. А. Товстоногов один из залогов успеха своего театра. Абсолютная синкретичность всех элементов сложного, прекрасно отлаженного театрального организма обеспечила театру феноменальную творческую стабильность и позволила сохранить жизнеспособность после смерти своего лидера.
|