Торговый зал
Конкурс «Моя профессия — мое призвание», 1982 год
Оформление очередной подписки, 1948 год
|
|
Специализированный магазин «Подписные издания» несколько раз менял свое месторасположение. Дважды за годы блокады здания, где он размещался, были разрушены фашистскими снарядами. Но ценой огромных усилий продавца секции подписных изданий Валентины Ивановны Выдерко и сотрудника склада Георгия Климентьевича Игнатьева удалось сохранить картотеку в 200 000 подписчиков, которые после войны смогли получить книги по возобновленным подпискам.
В 1958 году магазин прочно обосновался на Литейном пр., д. 57.
Здание в стиле позднего петербургского модерна было построено в 1911-1912 годы по проекту архитекторов Н. В. Васильева и Г. Д. Гримма. Архитектурное решение «Нового пассажа» как нельзя лучше соответствовало названию: это здание для торговли и, соответственно, для покупателей. В «Новом пассаже» размещались магазины: «Стильная мебель Щербинский», «Верхнее платье Таубер-Бернштейн», «Игрушки и забавы», продавались даже чучела. Но, пожалуй, самым благородным товаром всегда были и остаются книги. Ассортимент магазина и раньше и теперь можно определить как элитный, отвечающий самым изысканным запросам читателей. Сохранились отчеты о деятельности с 1939 года с приложением плакатов, листовок, каталогов, стенографических отчетов конференций с издателями и представителями типографий. В книге почетных посетителей оставили наилучшие пожелания в адрес коллектива магазина Ю. Сенкевич, Н. Слепухин, Д. Гранин, Л. Успенский, Г. Горбовский, Ю. Никулин, Е. Леонов, Б. Штоколов, И. Владимиров, И. Горбачев, А. Карпов и др.
Магазин всегда шел в ногу со временем, внедряя самые передовые технологии обслуживания: отправка подписных изданий почтой, переадресовка подписчиков, проведение подписных кампаний, встречи с авторами, издателями, выдающимися представителями интеллигенции Ленинграда. Был организован Совет содействия, в который входили крупнейшие промышленные предприятия города: объединения «Светлана» и «Красная заря», завод «Арсенал» и завод им. Кулакова, «Полиграфмаш» и др.
Работа коллектива была по заслугам оценена: старейший книжный магазин города награжден Красным Знаменем Министерства культуры СССР, удостоен звания «Образцовое предприятие торговли», а с 1972 года являлся «Магазином коммунистического труда».
В 1991 году в связи с выходом Указа Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» магазин получил возможность выйти из состава «Ленкниги» и встать на путь хозрасчета. Уже в сентябре 1992 года коллектив создал товарищество с ограниченной ответственностью, а в октябре 1994 выкупил предприятие на основании конкурса и обрел полную самостоятельность.
Освободившись от командного управления, магазин смог заключать прямые договоры на поставку литературы, что существенно уменьшало отпускную стоимость книг в период гиперинфляции. Это было время «мировых рекордов» по количеству принятых подписок: Дж. Толкиен — 60000 экз., «Государственные деятели России глазами современников» — 17000 экз., И. Бродский — 9000 экз.
Увеличение ассортимента и приток покупателей вынуждали предпринять нечто в корне менявшее стиль работы. Работа «по старинке» не могла больше удовлетворять растущие запросы потребителей, поэтому было принято решение ввести «открытый доступ». Как в цепочке — звено за звеном — определялись необходимые действия: капитальный ремонт здания, реконструкция торговых залов и подсобных помещений, введение компьютерного учета, расширение ассортимента.
Гордостью магазина являются отделы «Книги для детей» и «Весь мир компьютерной литературы».
В магазине мало случайных посетителей. Сюда приходят настоящие знатоки книжного мира, причем сохраняется семейная преемственность. В магазине большое внимание уделяется детской литературе. Можно сказать, что одним из главных лозунгов работы магазина является: «Своего покупателя нужно воспитывать с детства». Ребенок, приходя сюда с родителями, никогда не забудет яркого мира детской книги, представленного ему магазином, а значит, в будущем придет сам и приведет сюда своих детей.
Особое внимание в комплектовании ассортимента уделяется энциклопедическим изданиям, словарям, справочникам, книгам по философии и психологии, но главным направлением по-прежнему является работа с подписными изданиями.
Основные российские партнеры — издательства «Аванта», «Слово», «Воскресенье», BHV.
Дальнейшие преобразования торговых площадей будут осуществляться для создания новых отделов: «Иностранная книга» (совместно с Франкфуртской оптовой книжной базой, содержащей более 250000 наименований), «Литература по юриспруденции и экономике».
Один из основных сдерживающих факторов в комплектовании ассортимента — отсутствие информации по тематическим планам издательств. Получение сведений в Российской книжной палате даже по уже вышедшим книгам является чрезвычайно дорогостоящим делом. Поэтому при заказе новинок товаровед ориентируется только на отрывочные сведения в средствах массовой информации, сведения от коллег и собственную интуицию.
|