|
|
Основной задачей деятельности Управления является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории Ленинградской области.
По поручению Министерства финансов Российской Федерации Управление координирует отдельные серьезные проверки, касающиеся всего Северо-Запада, выполняет централизованные задания. За время самостоятельного существования (статус юридического лица получен в 1999 г.) проводились проверки Северо-Западного окружного управления Ленинградского военного округа, регионального Северо-Западного управления погранвойск, Северо-Западного регионального центра по делам ГО и ЧС, Северо-Западного округа внутренних войск МВД России. КРУ Ленинградской области, являясь в этих проверках головной структурой, привлекало к работе КРУ из других областей Северо-Запада, в которых расположены подразделения проверяемых организаций. По результатам проверок выявлены серьезные финансовые нарушения, о чем доложено как руководству Министерства финансов, так и руководству проверяемых структур.
Тесное взаимодействие с правоохранительными органами и прокуратурой при проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций и учреждений всех форм собственности позволило в 1999–2003 гг. установить финансовые нарушения на сумму 1410,8 млн руб. При этом Управлением в правоохранительные органы переданы материалы на сумму 120,3 млн руб.
Ленинградская область была образована 1 августа 1927 г.
И с 1927 г. в структуре органов исполнительной власти Ленинградской области предусматривалось подразделение, осуществляющее финансовый контроль. До 1999 г. оно входило в состав финансовых органов и не являлось самостоятельным юридическим лицом. С 1 января 1999 г. Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Ленинградской области обрело статус юридического лица.
Бюджетная система Российской Федерации – многоуровневая структура.
Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов, третий уровень – местные бюджеты. На всех уровнях самостоятельно и независимо друг от друга разрабатываются и утверждаются законы о бюджете и об исполнении бюджета на текущий финансовый год. Каждый из этих уровней состоит из представителей законодательной и исполнительной власти, получателей бюджетных средств и контролирующих органов, которые являются участниками бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой систему действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и других организаций по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов в доходной и расходной части, а также по контролю за их исполнением. На всех трех уровнях предусматривается независимый контроль.
В настоящие время приоритетной нормой права, регламентирующей деятельность Управления по осуществлению контролирующих функций, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Пункт 3 Статьи 157 Бюджетного кодекса РФ говорит о том, что полномочия органов государственного финансового контроля определяются настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти. Статья 265 БК РФ делит этот контроль на предварительный, текущий и последующий.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета, то есть в то время, когда финансово-хозяйственная операция уже совершилась и нашла своё отражение в бухгалтерском учете учреждения.
Статья 268 БК РФ закрепляет за Министерством финансов Российской Федерации осуществление внутреннего контроля за использованием средств главными распорядителями (министерства, ведомства, субъекты Федерации и закрытые территориальные образования), распорядителями (территориальные органы министерств и ведомств, исполнительные органы власти субъекта Федерации) и получателями бюджетных средств (бюджетные учреждения, организации и предприятия).
Одним из нормативных актов, предусмотренным Статьей 157 БК РФ, является постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской федерации».
Согласно этому постановлению, являясь территориальным органом Министерства финансов Российской Федерации, Управление соответственно является участником бюджетного процесса, обладая при этом определенными правами и обязанностями.
Основной задачей деятельности Управления является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории субъекта Федерации, в нашем случае Ленинградской области. Он включает в себя:
• выявление правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности организации и предприятий;
• установления размеров нецелевого использования, размера недопоступления платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, неправомерного расходования средств, причиненного ущерба и других финансовых нарушений;
• предупреждение правонарушений в финансово-хозяйственной деятельности;
• контроль за эффективным и экономным использованием бюджетных средств;
• организацию устранения вскрытых нарушений и недостатков.
Если первые три подзадачи идентичны друг другу и в конечном счете возникают в результате нарушения норм бюджетного, налогового, трудового, гражданского законодательства Российской Федерации, то четвертая и пятая существенно отличаются от них. В соответствии с поставленными задачами была разработана и утверждена структура Управления, включающая 5 отделов: Организационно-аналитический отдел; Отдел ревизии организаций соцсферы и госсаппарата; Отдел контроля за использованием бюджетных средств в организациях оборонного комплекса и правоохранительных органов; Отдел контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых отраслям экономики, и ревизий хозяйствующих субъектов; Отдел учета, отчетности и хозяйственно-правового обеспечения.
Фактически задача Управления значительно шире круга, предусмотренного бюджетным законодательством, и в части неправомерного расходования средств бюджетов, других финансовых нарушений, причиненного ущерба зачастую перекликается с задачами текущего контроля, который осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов и вытекает из нарушения в основном гражданского, трудового права.
И все-таки одной из первоочередных задач Управления является возмещение причиненного государству ущерба. Только за 1 полугодие 2004 г. в результате применения всех форм восстановления средств, использованных с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере, возмещено 16624 тыс. руб., из них добровольно возмещено 16544 тыс. руб. Правоохранительным органам передано 18 материалов ревизий, из них 2 материала (на сумму 29486 тыс. руб.) передано по инициативе Управления.
|