Дети на посольской лестнице в Эрмитаже после очередной экскурсии
Б.Б.Пиотровский у нас в гостях. 1986 г.
Коллектив единомышленников. 1982 г.
Все те же лица. 2003 г.
В Пушкинской беседке
Игра в средневековье. «Женская половина»
У любимого экспоната в Эрмитаже
Уголок средневековья для свободной игры детей
Фрагмент праздника «Однажды в Египте»
|
|
Актуальная проблема, как приобщить дошкольника к миру культуры, встала перед педагогическим коллективом детского сада еще в 1985 г. Результатом размышлений на эту тему явилась программа «Воспитание культурой», созданная заведующей ДОУ Н.Б.Кутьиной на основе совместной работы детского сада и Государственного Эрмитажа.
В ДОУ есть свой музей, который включает несколько временных экспозиций, состоящих из раритетных предметов прикладного искусства разных культур: античной, египетской и средневековой, русской народной и дворянской культуры Санкт-Петербурга XIX в. Здесь дети приобретают навыки поведения в настоящем музее, закрепляют знания, полученные на культурологических занятиях.
Курируют работу по реализации программы заведующая Школьным центром Эрмитажа, старший научный сотрудник И.А.Куреева; к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики М.Н.Полякова; научный редактор, доктор философских наук, главный научный сотрудник, заведующий сектором социологии Государственного Эрмитажа В.В.Селиванов.
Программа включает в себя три направления. Во-первых, это работа с кадрами. Для педагогов разработана система культурологического и педагогического образования. В соответствии с планом и изучаемой темой, они систематически занимаются в Эрмитаже и других музеях, что дает им право самостоятельно проводить экскурсии с детьми. Педагоги знакомятся с новинками педагогической литературы, с современными технологиями работы с дошкольниками, с искусствоведческим и историческим материалом, посещают театры и выставки. Свои знания они передают детям на языке, понятном дошкольникам. И если педагог – личность, то все, что интересно ему, интересно и его подопечным.
Занятия с педагогами проводит музыкальный руководитель, развивая их творческие способности, поскольку участие воспитателей в совместном с детьми творчестве – в литературно-музыкальных, театрализованных импровизациях, основанных на культурных традициях разных стран и эпох – обязательно.
Во-вторых, это определенная система работы с детьми. В основе ее лежит типовая программа, содержание которой наполнено культурологическим материалом. Главная задача программы – развитие умственных, творческих и эмоциональных способностей детей дошкольного возраста в процессе общения с общепризнанными ценностями мировой культуры.
Программа состоит из нескольких культурологических блоков, каждый из которых включает в себя:
• накопление эмоциональных впечатлений и знаний через разные виды деятельности;
• посещение музея;
• театрализованное представление;
• взаимодействие с родителями.
Каждый блок является частью программы, но может использоваться и самостоятельно.
Освоение программы рассчитано на 4 года: от младшей до подготовительной группы. В программе учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников в развитии познавательных способностей. Занятия проходят в игровой форме в специально созданной развивающей среде.
Знания детей с каждым годом расширяются и углубляются.
В младшей группе дети знакомятся с культурой русского народа. Играя в фольклорной избе в сюжетно-ролевые и дидактические игры, дети постепенно усваивают названия предметов быта, знакомятся с традициями и ремеслами на Руси. Это обогащает их эмоциональный опыт, помогает понять язык и смысл русских народных сказок, песен.
В старшей группе углубляются знания о России: дети получают представление о жизни славян, дворянской культуре Санкт-Петербурга XVIII в. (на примере семьи А.С.Пушкина). Знакомятся с древней культурой греков, египтян, китайцев и индейцев (с искусством, театром, традициями и бытом этих народов), а также с культурой средневековья.
Костюмированные театральные праздники не только помогают дошкольникам закрепить знания, но и дают возможность погрузиться в ту культурную среду, о которой они узнали так много интересного.
Особое внимание уделяется прививанию манер, культуры повседневного общения и поведения детей в общественных местах. Воспитанники ДОУ №110 получают направления в лучшие кружки и студии, поступают в престижные учебные заведения Санкт-Петербурга.
Третье направление программы – работа с родителями – имеет особое значение. Чтобы дети лучше усваивали материал и могли применять полученные знания не только на занятиях в детском саду, но и в другой обстановке, их родители должны быть единомышленниками с педагогами. Организуются консультации, собрания и беседы на нетрадиционные темы, оформляются тематические уголки. Родителей привлекают к изготовлению декораций и костюмов к праздникам и к непосредственному участию в них.
Пользоваться данной программой может как педагог детского сада, интересующийся вопросами искусства, так и родители, а также учителя начальных классов.
Тематику и количество занятий можно менять в зависимости от индивидуальных особенностей детей и наличия условий.
Программа отмечена премией мэра Санкт-Петербурга (1992), премией Дж. Сороса (1994), грамотой мэрии Санкт-Петербурга (1995), Почетной грамотой Министерства образования РФ (2002).
|